Новости из ИНИОНа

…всё больше напоминают фронтовые сводки. «Ремонт» продолжается; коллеги, находящиеся в здании, сообщают, что вызвали полицию. Рабочие тем временем выносят стулья и разбирают пол в актовом зале, где должно проходить наше завтрашнее собрание. Павлов, пользуясь как минимум попустительством со стороны ФАНО, действует как банальный рейдер. Похоже, собираться завтра придётся в полевых условиях.

Заявление Вольного исторического общества о предполагаемом выселении ИНИОН РАН

Вольное историческое общество считает совершенно неприемлемой ситуацию, сложившуюся вокруг ИНИОН РАН. 27 июля в Институт поступило письмо с требованием в течение семи рабочих дней освободить часть здания по улице Кржижановского, куда Институт был временно перемещен после пожара. Это письмо подписано А. М. Павловым, директором ФГУП «Управление служебными зданиями», которое подчиняется ФАНО.

По информации ИНИОН, переезд сопровождался заверениями, что Институт вскоре получит в свое распоряжение все помещения дома на улице Кржижановского, а после окончания ремонта вернётся в прежнее здание, спроектированное и построенное в своё время специально для него. Немотивированное требование о выселении института в пожарном порядке нарушает не только эти договорённости, но и формальный договор с другим подразделением ФАНО, согласно которому аренда здания по улице Кржижановского уже продлена до конца этого года.

Еще более настораживает на этом фоне высказывание и. о. президента РАН академика В. В. Козлова о планах слияния ИНИОН с ВИНИТИ и передаче библиотеки Института в библиотеку ВИНИТИ. Можно допустить, что президент РАН стал жертвой дезинформации: книги библиотеки ИНИОН в здании на ул. Кржижановского не хранятся, а слить библиотеки ИНИОН и ВИНИТИ невозможно физически и функционально. Более того, сама идея слияния этих институтов абсурдна: профильные отличия здесь гораздо более принципиальны, чем общность в сборе и хранении информации. С таким же успехом можно объединять физиков с филологами по совпадению букв.

Резкий протест вызывает сам способ принятия решений. Все это выглядит как едва прикрытая попытка уничтожить заслуженный и крайне необходимый российской социогуманитарной науке институт, сделав это административно и келейно, без предъявления мотивов и аргументов, без обсуждения с коллективом и научной общественностью в целом. Можно только догадываться, в чьих интересах это делается, но совершенно очевидно, что эти интересы не имеют никакого отношения к науке.

Вольное историческое общество протестует против подобных действий, выражает полную солидарность с коллективом ИНИОН и призывает научную общественность поддержать один из лучших гуманитарных институтов России в этом явно искусственном конфликте. ИНИОН необходимо спасти от фактического уничтожения. Нельзя мириться с подобными прецедентами.

Оригинал: https://volistob.ru/statements/zayavlenie-volnogo-istoricheskogo-obshchestva-o-predpolagaemom-vyselenii-inion-ran.

Публикую и как сотрудник ИНИОНа, и как член ВИО.

Выселение ИНИОНа, последние новости

Сообщение, которое наш учёный секретарь распространила по внутренней рассылке вчера вечером, лучше всего процитировать слово в слово:

Дорогие коллеги!

Тем, кто не был на Кржижановского в пятницу, могу сообщить, что над нами подло издеваются. И дело не в безобидном ритмичном стуке, вызывающем головную боль. Рабочие сдирают паркет в респираторах. Пыль стоит столбом. А у наших сотрудников респираторов нет.

Вместо пола часть первого этажа теперь покрыта песком. Четвёртый и пятый этажи вскоре ожидает то же самое.

Передаю просьбу руководства Института ко всем, кто физически может прийти на собрание во вторник в 12, обязательно быть.

В четверг, когда этот «ремонт» ещё только начинался, мы предполагали, что это попытка нас запугать. Но похоже, что дело гораздо серьёзнее и нас пытаются в буквальном смысле выдавить физически из здания, создавая невыносимые условия для работы. Слов нет, даже материться уже не хочется. Посмотрим, что принесёт следующая неделя…

ИНИОН выселяют. Не опять, а снова.

Об ИНИОНе всё хочется написать наконец что-нибудь позитивное, но пока единственная (хотя и существенная) положительная новость состоит в том, что несмотря на все передряги мы до сих пор продолжаем работать, и в общем весьма продуктивно. Впрочем, вчера и это оказалось под вопросом.

Началось всё с того, что утром, когда мы пришли на работу, в здании появились какие-то рабочие и начали срочно отдирать пол. Наш четвёртый этаж теперь выглядит так:

А первый этаж, где администрация и компьютерщики, — и вовсе вот так:

На этом, однако, чудеса не кончились. Около часа дня на имя нашего ВРИО директора И. В. Зайцева поступила бумага с требованием — буквально — выметаться к чертям из здания в течение семи рабочих дней. Этот, с позволения сказать, докУмент стоит того, чтобы воспроизвести его целиком:

Автор снимка — О. Киянская

Здесь требуются некоторые пояснения. После пожара в 2015 году ИНИОНу предоставили четыре этажа в здании по адресу: улица Кржижановского, дом 15, корпус 2. Это здание Российской академии сельскохозяйственных наук, которую в 2013 году присоединили к РАН; бывшие подразделения Сельхозакадемии до нынешнего лета были нашими соседями. Хозяйственное управление зданием осуществляет ФГУП «Управление служебными зданиями», который, как и наш институт, подчиняется ФАНО. Казалось бы, его задача состоит в том, чтобы обеспечить нам достойные условия для работы. Ан нет: директор этого ФГУП А. М. Павлов пытается выдавить нас из этого здания ещё с 2015 года, а ФАНО всё это время старательно делает вид, что повлиять на него никак не может. Пока ему удалось выдавить нас только с цокольного этажа, на котором в нынешнем году расположились магазин лакокрасочных материалов, кальянная и стоматологическая клиника. Насколько нам известно, никаких предписаний о немедленном выселении они пока не получали, несмотря на якобы аварийное состояние здания и необходимость срочного капитального ремонта. Более того: не так давно Павлов даже заключил с нами договор о нашем пребывании в этом здании по крайней мере до 31 декабря нынешнего года, и даже на более или менее приемлемых для нас условиях. Этот договор упоминается в бумаге, приведённой выше; именно его нам теперь предлагается расторгнуть. Надо полагать, на тот момент Павлов ещё ничего не подозревал о том, что текущее состояние здания представляет «угрозу жизни и здоровью третьих лиц».

А вот бывшая Академия сельхознаук буквально в нынешнем месяце из здания съехала — в «Золотые мозги» (главное здание РАН на площади Гагарина). Из научных организаций в здании остались только мы. А двумя днями ранее исполняющий обязанности президента РАН В. Козлов выступил с заявлением для прессы, в котором продемонстрировал фантастическое незнание ситуации с ИНИОНом (по его словам, на Кржижановского, 15 хранятся уцелевшие фонды нашей библиотеки) и реанимировал прошлогоднюю ещё затею слить нас с Всероссийским институтом научной и технической информации (ВИНИТИ). Так что очень похоже на то, что сегодняшняя история — это не просто внезапный приступ жадности у Павлова, а что-то гораздо более серьёзное.

Что со всем этим делать — пока не ясно. Ближайший план — провести во вторник общее собрание коллектива, а до этого — предпринять максимум усилий к тому, чтобы ситуация стала достоянием гласности. Последнее, похоже, уже приносит свои плоды: ФАНО, которое весь день делало вид, будто ничего не знает, под вечер всё-таки прокомментировало ситуацию для журналистов. Врут напропалую: они, оказывается, «своевременно довели» до сведения нашего руководства «информацию о том, что помещения данного здания предоставляются во временное пользование», а в настоящий момент как раз «проводят консультации по дальнейшему месту размещения коллектива ИНИОН РАН», так что «варианты будут предложены руководству института». Вообще-то, когда мы только вселялись в это здание в 2015 году, нам обещали со временем предоставить его целиком. Что касается «новых вариантов размещения», то об этом нашему руководству неизвестно решительно ничего, сегодняшнее письмо стало полной неожиданностью для всех в институте.

Официальных разъяснений по поводу произошедшего мы пока не получили. Надеемся, что они поступят ко вторнику. Дело серьёзное, так что постараюсь отписываться максимально оперативно.

Настроение боевое. Все коллеги, с кем мне удалось вчера пообщаться, намерены бороться до конца. Если этим господам так уж неймётся заполучить здание — пусть сначала предложат нам новое помещение, дадут возможность предварительно его осмотреть, оплатят переезд и приготовятся к тому, что выполнение госзадания в этом случае неизбежно будет сорвано, причём отнюдь не по нашей вине. Хотя, если по уму, то оптимальным решением в сложившейся ситуации было бы предоставить нам здание на Кржижановского целиком и оставить нас в покое до тех пор, пока не построят новое здание на месте сгоревшего. У нас есть другие помещения, но разместить там даже администрацию нереально. Если нас выселят просто на улицу, это будет означать фактическую ликвидацию института. То же самое — если нас будут сливать с ВИНИТИ. Так что терять нам, в сущности, уже нечего.

Охота на книги: Поиск научной литературы в Интернете

Наконец-то доделал своё руководство по поиску научной литературы в Интернете. Текст основан главным образом на личном опыте, с небольшими исключениями, так что примеры используются соответствующие, но все сайты и программы, о которых идёт речь, — универсальны, они не привязаны к какой-то конкретной тематике и пригодятся представителям самых разных научных дисциплин. Последний раздел посвящён пиратским ресурсам (Sci-Hub, Library Genesis), в предпоследнем описывается, как использовать анонимную сеть TOR для обхода ограничений на доступ к книгам в Google Books и на Amazon.com, но основная часть текста посвящена легальным базам данных, благо с некоторыми из них в последнее время можно работать даже с домашнего компьютера через сайт какой-нибудь публичной библиотеки, в которую вы записаны. Плюс пара слов про поисковик Google Scholar и социальные сети для учёных. Ни в коей мере не претендую на полноту изложения, но мне самому перечисленные ресурсы довольно заметно облегчают жизнь. Надеюсь, что этот опыт пригодится и ещё кому-нибудь 🙂

Загрузить полный текст (PDF, 9,5 Мбайт).