РЕФЕРАТ: Хазанов Д. Б. Битва за небо 1941: От Днепра до Финского залива

Хазанов Д. Б. Битва за небо 1941: От Днепра до Финского залива. М.: Яуза: Эксмо, 2007. 415 с.: ил. Опубликовано в реферативном журнале: Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 5, История / РАН. ИНИОН. Центр социальных науч.-информ. исслед. Отд. истории. М., 2008. № 4. С. 90—94.

ХАЗАНОВ Д. Б. БИТВА ЗА НЕБО 1941: ОТ ДНЕПРА ДО ФИНСКОГО ЗАЛИВА. М.: ЯУЗА: ЭКСМО, 2007. 415 с.: ил.

Новая монография Д. Б. Хазанова, основу которой составили малоизвестные архивные материалы и воспоминания участников Отечественной войны, посвящена борьбе за господство в воздухе на южном и северном флангах советско-германского фронта летом-осенью 1941 г. Книга состоит из двух частей, описывающих соответственно боевые действия над Правобережной Украиной и отражение немецких налётов на Ленинград и Кронштадт. В обеих частях повествование ведётся на фоне грандиозных сражений, развернувшихся на земле на дальних и ближних подступах к Киеву и Ленинграду.

В первой главе монографии кратко разбирается ход приграничного сражения на Юго-Западном фронте, участие в нём авиации обеих сторон. Как показывает анализ хода боевых действий, основные потери наши ВВС, в отличие, например, от авиации Западного фронта, понесли не на земле, а в воздушных боях. Несмотря на более чем двукратное численное превосходство советской авиации борьба за господство в воздухе была проиграна. Сыграла свою роль более низкая боевая выучка советских лётчиков, а также неудовлетворительная работа штабов, персонал которых зачастую не имел необходимой подготовки. Кроме того, не оправдало себя принятое перед войной разделение авиации на фронтовую и армейскую, приводившее к распылению сил (с немецкой стороны все соединения Люфтваффе, действующие в полосе группы армий «Юг», были сведены в 4-й воздушный флот). Даже относительно небольшое число машин новейших образцов в советских авиачастях имело, по-видимому, меньшее значение, нежели факторы, перечисленные выше; важнее было то обстоятельство, что к началу войны новые самолёты ещё не были в достаточной степени освоены личным составом. Взаимодействие с наземными войсками также не было отработано, вследствие чего советская авиация не могла оказывать наземным соединениям РККА столь же эффективной поддержки, как соединения Люфтваффе ― наземным войскам Вермахта. Также в первой главе рассматриваются первые налёты немцев на Киев и их отражение войсками ПВО.

Во второй главе даётся оценка обстановки на земле и в воздухе в начале Киевской оборонительной операции, планов сторон по ведению дальнейших боевых действий, роли ВВС. Рассматриваются попытки немцев с ходу прорваться к Киеву, сорванные советскими войсками. Основное внимание автор уделяет действиям авиации 10 и 11 июля, когда советское командование в очередной раз попыталось с помощью фронтового контрудара перехватить инициативу и затормозить продвижение противника по Правобережной Украине. На этот раз действия советской авиации были эффективнее, чем в июне ― сказался не только приобретённый опыт, но и передача всех армейских авиасоединений в распоряжение фронтового командования. Однако достичь всех поставленных целей советским ВВС так и не удалось. Потери к началу контрудара достигали уже 4/5 от первоначального числа самолётов, взаимодействие с наземными войсками по-прежнему не было отработано как следует. Отказавшись от попыток с ходу занять Киев, германское командование приняло решение вначале разгромить советские войска на Правобережной Украине.

В третьей главе описывается применение авиации в интересах наземных войск, атаки неприятельских аэродромов, ведение авиаразведки, изменения в организации ПВО и действия Люфтваффе по дальним целям, включая налёты на Киев. Также разбираются действия авиации в поддержку двух окружённых в районе Умани советских армий, попытки, хотя и не совсем успешные, оказать им поддержку, навести „воздушный мост“. В заключение подводятся промежуточные итоги борьбы с 22 июня до конца июля 1941 г., указаны соотношение сил в авиации и потери сторон за 40 дней войны.

В четвёртой главе рассказывается о попытке германского командования штурмом взять Киев в начале августа, роли советских лётчиков в борьбе с пехотой, артиллерией, авиацией противника. Говорится об атаках немцами днепровских кораблей, наших переправ, железнодорожного транспорта. Уделено внимание организации боевых действий самолётов легкомоторной авиации, полётов ночью и в сложных метеоусловиях. Разбираются основные причины глубокого охвата неприятелем флангов Юго-Западного фронта в конце августа ― начале сентября, неудачи нашей авиации при попытках сорвать переправу крупной группировки войск через Днепр, а затем затормозить наступление германских мотомеханизированных групп навстречу друг другу, трагического исхода оборонительного сражения в целом. Подводятся некоторые итоги операции.

Как отмечает автор, в августе советской стороне удалось наладить работу штабов и связь, однако взаимодействие ВВС и наземных войск оставалось недоработанным. Кроме того, несмотря на переподчинение всей авиации фронтовому командованию, её силы по-прежнему распылялись по всему фронту, причём особое внимание уделялось прикрытию Киева и Киевского укреплённого района. Как следствие, советская разведка (в т. ч. воздушная) пропустила сосредоточение германских войск для операции по охвату флангов Юго-Западного фронта. После окружения советских войск восточнее Киева командованию советских ВВС удалось относительно благополучно эвакуировать из „котла“ самолёты и экипажи; значительно хуже обстояло дело с техническим составом. Всего в ходе Киевской оборонительной операции авиация Юго-Западного фронта потеряла не менее 1400–1450 самолётов. Примерно 43,1 % от общего числа самолёто-вылетов было затрачено на поддержку наземных войск, 40,2 % ― на борьбу за господство в воздухе, 6,3 % ― на ведение разведки, 10,4 % ― на решение других задач.

В пятой главе анализируются германские планы по захвату Ленинграда и уничтожению ядра советского Балтийского флота, организация ПВО Ленинграда в довоенные годы и в первые дни войны, говорится о героях обороны ленинградского неба. Кратко описываются особенности боевых действий противников, а также основные результаты борьбы в воздухе в июне-августе 1941 г. Автор подчёркивает, что основным преимуществом немцев было не столько большое количество новейших самолётов (в частях 1-го воздушного флота было довольно много устаревших машин), сколько более высокий уровень боевой выучки экипажей и чрезвычайно эффективное взаимодействие с наземными войсками. ВВС Северного фронта и Балтийского флота имели численное превосходство над противником (к 8–10 августа ― ок. 1000 боевых самолётов против 750 немецких), но к их слабым сторонам относились недостаточный опыт применения самолётов новейших образцов, необеспеченность самолётов бортовыми радиостанциями, а также неумение командования концентрировать силы на наиболее важных участках.

Наконец, шестая глава посвящена сентябрьскому наступлению германских войск на Ленинград и попыткам командования 1-го воздушного флота в конце сентября уничтожить ударами с воздуха корабли Балтийского флота. Поддерживая наступающие наземные войска, Люфтваффе в сентябре приступили к систематическим налётам на Ленинград. В первом разделе главы автор приводит результаты этих рейдов, количество сброшенных бомб, основные разрушения, вызванные ими, потери гражданского населения. Рассматриваются причины, не позволившие силам и средствам ПВО отразить налёты на Ленинград столь же эффективно, как отражались налёты на Москву. Во втором разделе детально рассматриваются действия советской и германской авиации в небе над Кронштадтом. Сравнивая результаты немецких налётов на советские корабли с результатами ударов Люфтваффе по английским кораблям в районе Крита в мае 1941 г., автор приходит к выводу, что немцы, несмотря на достигнутые ими впечатляющие успехи и бедственное положение защитников Кронштадта, всё же не сумели полностью воспользоваться имевшимися у них возможностями; в дальнейшем столь благоприятная ситуация уже не повторялась. После сентябрьских боёв значительная часть германских авиачастей была передислоцирована в полосу группы армий «Центр», что означало конец интенсивных воздушных сражений над Ленинградом; наземные и воздушные силы Вермахта перешли к действиям по обеспечению блокады.

М. М. Минц

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus