Мак-Магон Л. «Дело величайшей важности для нашей страны»: Женщины, образование и общество, 1780—1820

McMahon L. “Of the utmost importance to our country”: Women, education, and society, 1780—1820 // J. of the early republic. Philadelphia (Pennsylvania), 2009. Vol. 29, № 3. P. 475—506. Опубликовано в реферативном журнале: Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 5, История / РАН. ИНИОН. Центр социальных науч.-информ. исслед. Отд. истории. М., 2011. № 2. С. 151—152.

МАК-МАГОН Л. «ДЕЛО ВЕЛИЧАЙШЕЙ ВАЖНОСТИ ДЛЯ НАШЕЙ СТРАНЫ»: ЖЕНЩИНЫ, ОБРАЗОВАНИЕ И ОБЩЕСТВО, 1780—1820

 McMahon L. “Of the utmost importance to our country”: Women, education, and society, 1780—1820 // J. of the early republic. — Philadelphia (Pennsylvania), 2009. — Vol. 29, № 3. — P. 475—506.

 В своей статье Люсия Мак-Магон (Университет Уильяма Патерсона, Нью-Джерси) описывает развитие женских учебных заведений в США в первые десятилетия после обретения независимости, а также представления о значении женского образования для общественного благополучия, бытовавшие среди американцев в эти годы. В своём исследовании автор активно использует работы педагогов и общественных деятелей того времени, а также сочинения выпускниц женских учебных заведений, например, выступления воспитанниц филадельфийской Академии юных леди на выпускной церемонии 1794 г., опубликованные в двух сборниках, вышедших в том же и в следующем году.

Система женского образования в описываемый период развивалась в США довольно бурно. Наиболее распространённой формой учебных заведений были частные женские средние школы (академии), хотя существовало и небольшое число школ с совместным обучением мальчиков и девочек. Через женские академии прошли десятки тысяч учениц, представлявших не только элитные семьи, но и нарождающийся средний класс.

Характерной особенностью того времени была распространённая среди американцев убеждённость в исключительном значении женского образования для развития страны, государства и общества в целом. Повышение образовательного уровня женщин рассматривалось как путь к их вовлечению в общественную жизнь, что, в свою очередь, должно было укрепить стабильность и гармонию в обществе, которое, таким образом, противопоставлялось государству и миру политики. Эта задача представлялась особенно важной в эпоху Ранней республики со свойственными ей острыми политическими баталиями, не один раз, казалось, ставившими формирующуюся нацию на грань раскола.

Особую роль играли просветительские идеи об образовании как пути к построению нового совершенного общества в сочетании со сложившимся пониманием исторической миссии США. «Так же, как создание американской республики представляло новый эксперимент в государственном управлении, образование для женщин, — отмечает автор, — представляло новый эксперимент в общественной гармонии» (с. 499—500). Любопытно, что, несмотря на рассуждения о равных интеллектуальных способностях женщин по сравнению с мужчинами и об их роли в общественных процессах, о предоставлении женщинам политических прав речи всё ещё не было. Существующее разделение ролей между полами в обществе и в государстве по-прежнему считалось предопределённым природой мужчины и женщины, и политика оставалась исключительно мужской сферой деятельности.

На важности женского образования в деле строительства нации, в частности, постоянно настаивали в своих выступлениях и сочинениях преподаватели женских школ. Пропаганде их идей служили также пышные выпускные церемонии с большим числом приглашённых и с последующим опубликованием выступлений выпускниц, всевозможные публичные экзамены и выставки, многочисленные публикации в прессе, посвящённые успехам женских школ и их воспитанниц. Было, однако, распространено и отрицательное отношение к женским школам. Сторонники этой точки зрения полагали, что стремление женщин к образованию обусловлено в основном эгоизмом и тщеславием, и предрекали, что многочисленные академии будут выпускать педанток, помешанных на учёбе и знаниях и неприспособленных ни к нормальному общению, ни к полноценной семейной жизни.

Завершая статью, автор отмечает, что идеалистическая сверхзадача, которую ставили перед собой создатели первых женских академий, так и не была решена: появление в американском обществе значительного числа образованных женщин не снизило накал политических страстей. Тем не менее, успехи, достигнутые в этот период, несомненно, способствовали повышению социальной активности женщин и подготовили почву для дальнейшего развития женских учебных заведений.

 М. М. Минц