Сейдьюл Дж. Т. «Предательство есть предательство»: память о Гражданской войне в Вест-Пойнте, 1861—1902

Seidule J. T. “Treason is treason”: Civil War memory at West Point, 1861—1902 // J. of milit. history. Lexington (VA), 2012. Vol. 76, № 2. P. 427—452. Опубликовано в реферативном журнале: Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 5, История. М., 2014. № 2. С. 139—142.

СЕЙДЬЮЛ Дж. Т. «ПРЕДАТЕЛЬСТВО ЕСТЬ ПРЕДАТЕЛЬСТВО»:
ПАМЯТЬ О ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ В ВЕСТ-ПОЙНТЕ, 1861—1902

SEIDULE J. T. “Treason is treason”: Civil War memory at West Point, 1861—1902 // J. of milit. history. — Lexington (VA), 2012. — Vol. 76, N 2. — P. 427—452.

Статья американского военного историка Джеймса Тайруса Сейдьюла посвящена формированию памяти о Гражданской войне в США в Военной академии в Вест-Пойнте (профессором которой является и сам автор) во второй половине XIX в. Выпускниками этой старейшей из пяти военных академий Соединённых Штатов были многие выдающиеся полководцы американской армии; как гласит популярный рекламный слоган академии, «в Вест-Пойнте историю, которую мы преподаём, по большей части делают люди, которых мы учили» (с. 427, 452). В числе выпускников были и многие генералы Конфедеративных Штатов Америки. По этой причине академия на протяжении 1860‑х — 1890‑х годов многократно подвергалась нападкам в Конгрессе, да и в самом Вест-Пойнте служба части его бывших курсантов в армии Юга воспринималась как предательство. Академия вынуждена была защищать свою репутацию.

Политический кризис конца 1850‑х — начала 1860‑х годов затронул и Вест-Пойнт, где установилась атмосфера взаимной вражды между курсантами, а дисциплина упала до рекордно низкого уровня. Уже 19 ноября 1860 г. Г. Фарли, родом из Южной Каролины, первым из курсантов покинул академию, чтобы присоединиться к конфедератам; к лету следующего года за ним последовали ещё 65 из 86 курсантов-южан и небольшая часть преподавателей. Те, кто остался, рассматривали их переход на сторону Юга не только как государственную измену, но и как предательство по отношению к самой академии с её традициями строгой дисциплины и верности воинскому долгу. Необходимость убивать других американских офицеров, включая и своих же собственных недавних сокурсников, также переживалась крайне болезненно. «Память о Гражданской войне, — замечает автор, — в Вест-Пойнте начала формироваться, что неудивительно, во время Гражданской войны» (с. 429).

Предложения упразднить Военную академию звучали в Конгрессе ещё в первой половине XIX в. В 1861—1863 гг. соответствующие настроения особенно усилились, чему способствовали и неудачи северян на полях сражений, вызванные ошибками генералов — выпускников академии. Волна критики частично спала после 1863 г., благодаря военным успехам генералов У. С. Гранта, У. Т. Шермана и Ф. Шеридана, также обучавшихся в своё время в Вест-Пойнте. Тем не менее нападки на академию продолжались. В послевоенные годы ещё одним поводом для критики стали попытки офицеров Вест-Пойнта воспрепятствовать приёму в академию чернокожих курсантов.

Ответом выпускников и преподавателей на непрекращающуюся критику стали не только многочисленные статьи и книги, но и создание на территории Вест-Пойнта целого ряда памятников с целью подчеркнуть значение академии в сохранении Союза. Наибольшую известность получила открытая в 1897 г. 15‑метровая гранитная колонна, известная как Battle Monument, сбор средств на сооружение которой начался ещё во время войны. Монумент был возведён в память о 2230 солдатах и офицерах Регулярной армии (довоенная кадровая армия США), погибших в боях с конфедератами. В 1898 г. был открыт мемориальный зал (Cullum Hall), построенный по инициативе генерала Дж. В. Каллэма, бывшего суперинтенданта (начальника) академии, возглавившего Ассоциацию выпускников. Зал был задуман для увековечивания памяти наиболее выдающихся выпускников Вест-Пойнта, за исключением тех, кто воевал в составе армии Юга. Наконец, в том же 1898 г. была принята и современная эмблема Военной академии с девизом «Долг, честь, страна» (“Duty, Honor, Country”). Анализ их символики в общем контексте изучаемой эпохи приводит автора к выводу, что эмблема и девиз также являлись своеобразным памятником выпускникам, воевавшим на стороне Севера, как сохранившим верность отечеству и воинскому долгу, а значит, и офицерскую честь.

Военнослужащие, перешедшие на сторону южан, таким образом, исключались из создаваемого исторического нарратива. Это свидетельствует о том, что процесс национального примирения, характерный для США в Позолоченный век (1870‑е — 1880‑е годы) и начавшийся ещё в период Реконструкции Юга, Вест-Пойнт практически не затронул. Автор отмечает, что данное обстоятельство обычно ускользает из поля зрения исследователей, не уделяющих достаточного внимания проблеме исторической памяти в армии. По сути, академия стала своеобразным последним бастионом идеологии времён Гражданской войны, продолжая занимать исключительно жёсткую позицию по отношению к сторонникам сецессии (отделения) южных штатов.

Ситуация начала меняться лишь на рубеже XIX—XX вв. Во время войны 1898 г. с Испанией стала очевидной острая потребность армии в профессиональных офицерах, в связи с чем Конгресс не только прекратил свои атаки на Вест-Пойнт, но и выделил дополнительные средства на строительство новых учебных корпусов. Кроме того, в боевых действиях приняли участие бывшие генералы Конфедерации Дж. Уилер и Ф. Ли, что воспринималось как символ окончательного воссоединения нации. В этих условиях руководство Вест-Пойнта несколько смягчило свою позицию в отношении офицеров-южан. В официальный «пантеон» академии был даже включён генерал Р. Э. Ли, правда, по сугубо формальному критерию, как занимавший пост её суперинтенданта в 1852—1855 гг. Тем не менее, к увековечиванию памяти выпускников, сражавшихся на стороне конфедератов, руководство Вест-Пойнта до сих пор подходит с большой осторожностью.

М. М. Минц