Законопроект № 89417-6: Великий Русский фаервол?

В Госдуме сегодня рассматривается во втором чтении законопроект № 89417-6 «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу ограничения доступа к противоправной информации в сети Интернет». Законопроект, который предполагается принять в самые сжатые сроки и практически без общественного обсуждения, вносит ряд поправок в Закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, который должен вступить в силу 1 сентября нынешнего года, а также в КоАП, Закон о связи и Закон об информации, информационных технологиях и защите информации. Большинство поправок носят чисто технический характер, но Закон об информации предполагается в числе прочего дополнить статьёй 151 «Единый реестр доменных имён и (или) универсальных указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, запрещённую к распространению на территории Российской Федерации», которая по своему содержанию сопоставима со скандальными законопроектами SOPA и PIPA, отклонёнными несколько месяцев назад американским Конгрессом. В реестр предполагается включать по решению соответствующего органа власти не только сайты с детской порнографией, но и сайты, пропагандирующие употребление наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров (крайне расплывчатая формулировка, несмотря на кажущуюся юридическую чёткость), а по решению суда — также и любые другие сайты, содержащие информацию, запрещённую к распространению в России. При включении ресурса в реестр хостинг-провайдер обязан в течение суток уведомить об этом владельца ресурса, чтобы тот — опять же, в течение суток — удалил страницу, признанную незаконной. Если владелец сайта этого не сделает, хостер обязан заблокировать сайт; в противном случае его IP-адрес также будет внесён в реестр, а провайдерам доступа в Интернет вменяется в обязанность блокировать доступ к такого рода ресурсам. Вряд ли подобные меры серьёзно скажутся на деятельности настоящих противоправных ресурсов (здесь могут помочь только аресты самих преступников), зато у многих добросовестных сайтов могут возникнуть проблемы, поскольку законопроект предполагает фильтрацию запрещённого контента не по URL конкретных страниц, а по доменным именам и IP-адресам, что может привести, например, к блокировке всей службы блогов, один из пользователей которой разместил в своём журнале запрещённый документ, или всех сайтов, размещённых на одном сервере. Внедрение фильтрации трафика на уровне магистральных провайдеров неизбежно потребует значительных затрат (которые так или иначе будут переложены на абонентов) и может серьёзно понизить скорость передачи данных в Рунете, а размытость формулировок законопроекта порождает опасения, что в случае его принятия он может быть использован как инструмент цензуры.

Подробности можно посмотреть здесь:

Русскоязычный сегмент «Википедии» в знак протеста объявил забастовку продолжительностью в одни сутки.

Посмотрим, что будет дальше…

Дополнение от 11 июля. Закон принят — сразу во втором и в третьем чтениях, правда, с поправками, текст поправок пока не нашёл. Слово за Путиным. Вчерашний протест «Википедии» и ряда других известных ресурсов депутат от «Справедливой России» Елена Мизулина, один из авторов законопроекта, назвала «шантажом» и происками «глобального педофильского лобби», пообещав обратиться в Министерство юстиции США, чтобы оно провело расследование. Комментарии, полагаю, излишни…

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus