Уткин А. И. Вудро Вильсон

Уткин А. И. Вудро Вильсон. М., 2010. 551 с. Опубликовано в реферативном журнале: Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 5, История / РАН. ИНИОН. Центр социальных науч.-информ. исслед. Отд. истории. М., 2012. № 2. С. 177—181.

УТКИН А. И. ВУДРО ВИЛЬСОН. — М.: КУЛЬТ. РЕВОЛЮЦИЯ, 2010. — 551 с.

Изданная в 2010 г. последняя работа покойного А. И. Уткина посвящена биографии президента США Томаса Вудро Вильсона, находившегося у власти с 1913 по 1921 год. Время его президентства пришлось на один из труднейших периодов в истории Соединённых Штатов и во многих отношениях стало переломным. Вильсон продолжил реформы Прогрессивной эры, что позволило снизить социальные противоречия, достигшие на рубеже XIX—XX вв. опасного уровня. Разразившаяся в 1914 г. Первая мировая война способствовала дальнейшему росту американской экономики, превратила США из должника европейских держав в их кредитора и в конечном итоге сделала возможным их выход на мировую арену: «Когда Вильсон принимал присягу, в зоне видения американской дипломатии, как уже отмечалось, были Латинская Америка и Филиппины как „предполье“ Азии. Когда же он покидал Белый дом, американская государственная машина уже стала активной участницей дипломатических процессов на пяти континентах» (с. 6). Вильсону принадлежит идея Лиги Наций как своеобразного всемирного парламента, имевшая огромное значение для дальнейшей истории международных отношений. Подробно описывая в своей книге жизненный путь президента, Уткин также уделяет значительное внимание анализу внешнеполитической активности Вильсона и исторического контекста, в котором он действовал. Сам Вудро Вильсон привлекает исследователя не только как политик, но и как историк, в политической деятельности которого отобразились его исторические представления.

Вудро Вильсон родился 28 декабря 1856 г. в Стэнтоне (Виргиния) в семье священника. Окончил Принстонский университет (1879) и аспирантуру университета Джонса Хопкинса (1886). О политической карьере он задумывался ещё в юности, но тем не менее вплоть до 54 лет занимался сугубо интеллектуальной деятельностью, в 1890 году стал профессором, а в 1902‑м — президентом Принстонского университета. В это время сформировались такие его черты характера, как исключительное трудолюбие, граничившее с трудоголизмом, литературный и ораторский талант, упорство в достижении цели и в то же время склонность тяжело переживать неудачи. Как учёный-историк, Вильсон отвергал холодную рациональность, настаивая на том, что целью исторического исследования является не только механический анализ фактов, но и формирование целостного впечатления об изучаемой эпохе. Именно в принстонский период он получил широкую известность в США и привлёк внимание политиков-демократов как возможный кандидат на роль лидера партии в продолжающейся борьбе с республиканцами. После неудачного окончания своей университетской карьеры (его идеи по реформированию Принстона так и не получили поддержки попечителей) Вильсон в 1910 г. оставил пост президента университета и перешёл к активной политической деятельности. В том же году он был избран губернатором штата Нью-Джерси, а в 1912 г. после напряжённой предвыборной кампании стал 28‑м президентом США.

В первые два года пребывания в Белом доме Вильсону удалось провести целый ряд реформ, позволивших заметно стабилизировать обстановку как в американской экономике, так и в обществе. Был введён прогрессивный налог, усовершенствовано антимонопольное законодательство (Вильсон исходил из того, что необходимо не просто бороться со злоупотреблениями конкретных корпораций, а защищать свободу конкуренции как таковую), снижены ввозные пошлины на импортные товары широкого потребления, целый ряд новаций реализован в области трудового права. В этот же период начала формироваться и внешнеполитическая стратегия президента, нацеленная на вхождение США в клуб великих держав. Работа дипломатического ведомства была серьёзно реорганизована, деятельность американской дипломатии резко активизировалась, в том числе и в Европе. Вильсоновский проект тройственного альянса между Соединёнными Штатами, Великобританией и Германией обсуждался накануне Первой мировой войны с английскими и немецкими дипломатами, но Берлин и Лондон оказались не готовы к такому повороту в своей политике.

На протяжении первых месяцев войны Вильсон по существу продолжал эту же линию, попытавшись добиться примирения между Англией и Германией при посредничестве США, сохранявших нейтралитет. На данном этапе особенно возросла роль его советника Эдварда М. Хауза, возглавившего тайную дипломатию Вашингтона в Европе. Хауз подчинялся напрямую Вильсону, минуя госсекретаря У. Дж. Брайана. Выработка внешнеполитического курса, таким образом, сосредоточилась в руках президента. В течение 1915 г. постепенно стало ясно, что прежние надежды на примирение воюющих сторон лишены оснований. Тем временем Америка фактически уже перестала быть равноудалённой от всех участников конфликта, поскольку британский флот начал морскую блокаду Германии и Соединённые Штаты поневоле вынуждены были заметно сократить торговлю с нею. С середины 1915 г. Вильсон всё в большей степени склонялся к партнёрству со странами Антанты в расчёте на последующее участие в выработке условий мира. Опасаясь дальнейшего усиления Германии, США приступили к строительству мощной армии и флота. Во второй половине 1915 г. в ходе англо-американских переговоров впервые прозвучала идея о создании Лиги Наций.

Тем не менее, в 1916 г. Вашингтон всё же удержался от прямого вмешательства в конфликт. Тому было несколько причин. Германия, объявившая в феврале о возобновлении неограниченной подводной войны, в мае отказалась от этого шага после прямой угрозы со стороны США. В отношениях с Великобританией, напротив, наметились осложнения. Кроме того, приближались президентские выборы, и явный отказ от нейтралитета мог стать роковым для Вильсона, поскольку значительная часть избирателей по-прежнему выступали против участия страны в европейской войне. Однако в конце 1916 г. очередная неудача в попытках повлиять на германское руководство окончательно убедила Вильсона, к тому моменту уже одержавшего убедительную победу на выборах, в том, что диалог с Берлином невозможен. После того как в январе 1917 г. немцы всё-таки возобновили неограниченную подводную войну, а в феврале стало известно об их попытках заключить союз с Мексикой против Соединённых Штатов, последние 6 апреля объявили войну Германии.

Приняв таким образом сторону Антанты, Вильсон тем не менее старался проводить в Европе самостоятельную политику, по возможности дистанцируясь от союзников, чьи тайные соглашения и общая нацеленность на передел колоний и сфер влияния не вызывали у него симпатии. США отказались от участия в политической части Верховного военного совета Антанты, долгое время настаивали на автономии своих войск в Европе, отказываясь от внедрения американских частей в состав британских и французских соединений, пытались осуществлять самостоятельное дипломатическое и пропагандистское давление на Центральные державы и в корне пересмотрели свою политику по отношению к России, надеясь использовать её как противовес растущему влиянию Великобритании и Франции. Эти расчёты были сорваны Октябрьской революцией и выходом России из войны. На протяжении 1918 года политика Вашингтона по отношению к ней оставалась двойственной: Вильсон вновь пытался реализовать собственный курс, не доводя дело до открытой военной интервенции, на которой настаивали Париж и Лондон. Эти попытки также окончились неудачей, США не сумели наладить диалог с большевиками и вынуждены были принять участие в вооружённой борьбе с ними. В то же время публикация советским правительством тайных договоров царской России в определённом смысле сыграла на руку американской дипломатии, дискредитировав империалистическую политику держав Антанты, что позволяло Вашингтону выработать собственную повестку дня с учётом долгосрочной перспективы. В январе 1918 г. Вильсон обнародовал свою программу мира, известную как «14 пунктов» и предполагавшую, в частности, создание Лиги Наций и построение новой системы международных отношений, основанной на принципах открытой дипломатии, свободной торговли и т. д.

Попытка реализовать эту программу на практике в ходе начавшейся в 1919 г. Парижской мирной конференции принесла лишь половинчатые результаты. Предложенные Вильсоном общие принципы оказались трудно применимыми к решению конкретных международных проблем, тем более что и сам Вильсон многократно нарушал их в своей дипломатической деятельности. Кроме того, американская делегация столкнулась с жёстким противодействием Великобритании и Франции, не желавших признавать за США новую роль мирового арбитра и предпочитавших сосредоточиться на таких более «насущных» делах, как решение судьбы Германии и передел колоний. В самой Америке набирали популярность республиканцы, выступавшие по существу за возврат к довоенной политике изоляционизма. При подготовке Версальского мирного договора с Германией Вильсон вынужден был согласиться на ряд серьёзных уступок, частично пересмотрев свои первоначальные планы. Однако американский Сенат отказался ратифицировать подписанный им договор; Соединённые Штаты так и не приняли участия в работе Лиги Наций. Неудачи окончательно подорвали и без того слабое здоровье президента, и с конца 1919 г. он фактически отошёл от государственных дел, хотя формально продолжал осуществлять свои полномочия вплоть до истечения их срока в марте 1921 г. 3 февраля 1924 г. Вильсон умер. «Политическая и физическая гибель президента Вудро Вильсона, — заключает Уткин, — это отражение того факта, что правящий класс США не принял его схему глобализации внешней политики страны как оправданную, здравую и обещающую успех. Понадобилась ещё четверть века, чтобы Соединённые Штаты поверили в свою силу» (с. 538).

В заключении к книге кратко рассматриваются также основные этапы осмысления феномена Вудро Вильсона в американской историографии.

М. М. Минц