Сегодняшние демонстрация и митинг за доступную медицину были первым мероприятием такого рода, на котором я присутствовал не в качестве участника, а просто в качестве фотографа. Кроме того, это была моя первая съёмка не для собственного удовольствия, а фактически на заказ — в компании моих знакомых, профессионально занимающихся исследованием протестной символики и фольклора. Презентация их сборника статей «Мы не немы: Антропология протеста в России 2011—2012 годов» (Сост. А. Архипова, М. Алексеевский. Тарту, 2014) состоялась в московском «Мемориале» буквально на этой неделе.
Впечатления от сегодняшнего мероприятия охарактеризовать непросто, поскольку не с чем сравнивать: я начал ходить на митинги лишь в 2011 году и до сих пор бывал только на «больших» протестных акциях с десятками тысяч участников. Сегодня народу собралось гораздо меньше — не более нескольких тысяч человек, причём на митинг, похоже, осталось меньше людей, чем было на демонстрации. Со сцены вроде прозвучала цифра 10 тысяч, но это явный перебор.
Что обратило на себя внимание — во-первых, довольно разношёрстный состав участников. Из профессиональных сообществ были представлены не только врачи, но и университетские преподаватели (плюс, по крайней мере, несколько школьных учителей), а также Академия наук. Требования митингующих, соответственно, включали отставку не только Печатникова, но и Калины. Что касается политических пристрастий, то и здесь разброс был исключительно широк. Я видел представителей нескольких левых движений (даже КПРФ), ЛДПР, «Яблоко», «Гражданскую платформу», ПАРНАС (флагов «Солидарности» не заметил, как ни странно), националистов с имперскими флагами и георгиевскими ленточками, ЛГБТ-активистов и много кого ещё. «Единая Россия» в митинге официально не участвовала (хотя Путин уже высказался в его поддержку), но какое-то количество сторонников Путина присутствовало. «Справедливая Россия» мне тоже на глаза не попадалась, что странно, учитывая их, по крайней мере на словах, социал-демократическую направленность. Любопытно, что часть митингующих, судя по нашему опросу, считала акцию социальной, а не политической. Поскольку левых было много, ностальгия по советскому прошлому тоже проступала — некоторые из присутствующих определёно были убеждены, что советское здравоохранение действительно было самым лучшим. У меня у самого претензий к советскому здравоохранению, пожалуй, нет, но история моей семьи в эту благостную картинку вписывается плоховато. Плакат с утверждением о том, что реформа здравоохранения организована «агентами Вашингтона», мне тоже попался 😉
Что ещё бросалось в глаза — в этот раз было меньше рукописных плакатов и больше отпечатанных на компьютере, причём централизованно, на уровне тех организаций и движений, участники которых пришли на митинг. Можно ли говорить об этом как о новой тенденции — пока не ясно.
Кто прав, а кто нет в этих спорах по поводу реформы здравоохранения в Москве — судить не берусь. На самом деле мне нравится многое из того, что говорит Печатников в своих интервью, но далеко не всё, да и критика в его адрес отнюдь не безосновательна, а умные вещи наши чиновники говорить умеют, только дела не всегда, мягко говоря, соответствуют сказанному. К тому же при нынешнем мизерном финансировании здравоохранения (равно как и науки, и образования), которое вдобавок собираются ещё больше урезать, едва ли не любая реформа неизбежно вырождается в попытки в очередной раз на чём-нибудь сэкономить. Что до московской медицины, то она, конечно, находится в удручающем состоянии (за редким исключением). Я испытал это на собственной шкуре в прошлом году, и мой случай был ещё довольно мягкий, у других бывало и хуже…