Краснов В. Н., Краснов И. В. Ленд-лиз для СССР, 1941—1945. М., Наука, 2008. 246 с.: ил. Опубликовано в реферативном журнале: Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 5, История / РАН. ИНИОН. Центр социальных науч.-информ. исслед. Отд. истории. М., 2010. № 3. С. 86—89.
КРАСНОВ В. Н., КРАСНОВ И. В. ЛЕНД-ЛИЗ ДЛЯ СССР, 1941—1945. — М.: НАУКА, 2008. — 246 с.: ил.
Реферируемая книга посвящена истории союзнической помощи СССР, поступавшей в годы Великой Отечественной войны из США, Великобритании и Канады на условиях ленд-лиза; показаны объём и ассортимент поставок вооружений, военной техники, промышленного оборудования, сырья и продовольствия; описаны маршруты перевозки грузов. Книга состоит из четырёх глав, снабжена приложениями, списком литературы и многочисленными фотографиями.
Уже вечером 22 июня 1941 г. У. Черчилль и 23 июня Ф. Д. Рузвельт в своих выступлениях по радио заявили о готовности своих государств помогать Советскому Союзу в борьбе с нацизмом. 12 июля между правительствами СССР и Великобритании было подписано соглашение о совместных действиях в войне против Германии.
Самой первой союзнической помощью были 16 английских истребителей «Харрикейн», доставленные в Архангельск первым северным конвоем «Дервиш» (PQ-0) уже в конце августа 1941 г. С этим же конвоем прибыла группа английских лётчиков, две эскадрильи которых участвовали в боях над Кольским полуостровом вместе с североморскими пилотами. Они совершили 365 боевых вылетов, сбили 12 самолётов противника. Двое англичан были награждены орденами Ленина.
На условиях ленд-лиза помощь начала прибывать с 6 сентября. Однако авторы полагают, что официальным стартом крупномасштабных поставок следует считать подписание 1 октября 1941 г. трёхстороннего (СССР, США, Великобритания) Московского протокола о поставках Советскому Союзу до июня 1942 г. За годы войны было подписано ещё три подобных протокола: в Вашингтоне 6 октября 1942 г., в Лондоне 19 октября 1943 г. (его впервые подписала Канада) и в Оттаве 17 апреля 1944 г., — определяющие объём и состав ленд-лизовских поставок, которые продолжались даже после победы над Германией «по специальному не всеми сторонами подписанному Оттавскому протоколу. Для СССР предстояла война с Японией и поэтому акцент поставок был сделан на военную технику» (с. 80).
Самой многочисленной ленд-лизовской техникой были автомобили. Число полученных за годы войны машин в 2 раза превышает объём их производства за это время в СССР. Особое место занимали «студебекеры», так как использовались в качестве базы для знаменитых «катюш» (их улучшенного варианта) и тягачей для артиллерии.
Доля ленд-лизовских поставок самолётов «в боевом составе советской только фронтовой авиации в течение войны возрастала от 1,4% в 1941 г. до 11,2% в 1945 г.» (с. 95). Вообще же удельный вес ленд-лизовских самолётов составил 20—25% от отечественного производства. Из 62 лётчиков, получивших дважды звание Героя Советского Союза, 19 воевали на американских и трое — на английских самолётах.
Союзники поставляли также авиационный бензин и алюминий (поставки которого за годы войны превысили отечественный объём выпуска в 1,25 раза), танки (7% от производства в СССР), артиллерийское вооружение, «ежемесячно в СССР поступало около половины броневой стали среднемесячного советского производства» (с. 107), взрывчатые вещества (около 55% от советского производства), различные средства связи и наблюдения, радиоаппаратуру, радиолокационные станции, различное сырьё и медикаменты. Было получено 71 торговое судно, три ледокола и 500 боевых кораблей и катеров (в приёмке от американцев одного из них участвовал один из авторов книги). Почти 25% приходящих по ленд-лизу грузов составляло продовольствие, особенно большие поставки которого начались с октября 1942 г. Кроме того, союзниками было передано СССР четыре нефтеперегонных завода и завод по производству автомобильных шин. Негативно относясь к мнению некоторых зарубежных исследователей о том, что СССР выиграл войну только благодаря помощи союзников, авторы тем не менее считают, что оценка отечественными историками союзнических поставок в 7% от всей продукции, произведённой за годы войны в нашей стране, несколько занижена.
Почти четверть грузов была перевезена торговыми судами и танкерами в составе северных конвоев самым коротким, но и самым опасным маршрутом по Северной Атлантике, Норвежскому и Баренцеву морям в Мурманск и Архангельск. Для приёма грузов срочно были переоборудованы порты Архангельска и Северодвинска; проложена железная дорога, соединяющая Кировскую и Северную железные дороги, так как южная часть Кировской дороги была перерезана немцами; практически заново оборудован незамерзающий порт Мурманска (ранее оборудование было демонтировано и вывезено, так как фронт проходил в 40 км от города). Во всех северных портах грузы перегружались с судов непосредственно в железнодорожные вагоны.
Из всех конвоев только первые шесть не подверглись нападению гитлеровцев. Как только германское командование осознало, что они значат для Советского Союза, на них была организована настоящая охота. Общеизвестна судьба конвоя PQ-17, из 37 судов которого было уничтожено 24. В 1942 г. за три весенних месяца погибла четверть кораблей, отправленных из Англии в Россию. Тем не менее Черчилль считал, что конвои себя оправдают, даже если до пункта назначения дойдёт лишь половина их состава. «По данным некоторых российских историков, — отмечают авторы, — на морских дорогах ленд-лиза погибло более 14 тыс. английских, американских и канадских моряков. В зарубежных публикациях эта цифра вдвое больше» (с. 205).
Чуть меньше половины от общего объёма грузов доставлялось через Тихий океан из Северной Америки в дальневосточные порты. Этот маршрут был более безопасен, но долог и неудобен, так как железная дорога подходила только к Владивостоку. Из грузов здесь преобладали продовольствие, нефтепродукты, станки и технологическое оборудование. В летнюю навигацию часть судов шла Северным морским путём до Архангельска и Мурманска. Конвоев на этом маршруте не организовывали, советские суда ходили поодиночке. Из-за войны с Японией американцы в этих перевозках не участвовали.
«Персидский коридор» по железным и шоссейным дорогам вёл из портов Ирана и Ирака в Персидском заливе к портам Ирана на Каспийском море и к началу советской железной дороги. Американцами были построены новые шоссе и железная дорога в Иране для доставки грузов к границам СССР, а также сборочные авиационные и автомобильные заводы и аэродромы. Этим маршрутом прибыло большинство автомобилей.
Самолёты перегонялись также труднейшим маршрутом Фербенкс (Аляска) — Чукотка — Якутия — Красноярск. По этой трассе (АЛКСИБ), созданной в октябре 1941 г. по решению ГКО СССР, было доставлено 8000 самолётов. На трассе «был сформирован ряд авиабаз в Уэлькале, Маркове, Сеймчане, Оймяконе, Якутске, Олёкминске, Киренске, а также и на Камчатке. Многие из них построены заключёнными ГУЛАГа» (с. 92).
Официально поставки по ленд-лизу были прекращены 12 мая 1945 г., однако фактически они прекратились спустя две недели после капитуляции Японии.
Соглашения по ленд-лизу устанавливали основные принципы урегулирования расчётов. По условиям ленд-лиза вооружение, военная техника, различные материалы военного и гражданского назначения, использованные во время войны или утраченные в ходе боевых действий (а это — подавляющая часть полученного от союзников), оплате не подлежало. За оставшееся неистраченным имущество, пригодное для гражданского использования, надо было платить частично или полностью в порядке погашения долгосрочного кредита. Расплачиваться с союзниками СССР начал уже в первые месяцы войны, до октября золотом, затем также товарами (драгоценные металлы, пушнина, икра, марганец, хромовая руда, даже вологодские кружева). К настоящему времени основная часть кредитов Канады и Великобритании погашена; Соединённым Штатам Россия должна выплатить долг до 2030 г.
М. М. Минц