Стерретт Дж. Советская теория боевого применения военно-воздушных сил, 1918–1945

Sterrett J. Soviet Air Force theory, 1918–1945. London; New York, 2007. XVIII, 188 p.: ill.

Джеймс Стерретт — доктор философии кафедры военных исследований Королевского колледжа Лондона, работает в американской военно-промышленной корпорации Northrop Grumman и в Колледже командования и Генерального штаба Армии США (United States Army Command and General Staff College, форт Ливенворт, Канзас).

Книга посвящена возникновению и развитию теории боевого применения ВВС в Советской России и Советском Союзе с начала Гражданской и до окончания Второй мировой войны, с краткими экскурсами в историю дореволюционной авиации и в советские стратегические концепции будущей войны в целом, обсуждавшиеся в межвоенный период, чтобы очертить общий контекст, в котором формировалась теория применения ВВС. Автор не затрагивает историю строительства ВВС и их фактический боевой опыт, равно как и вопросы тактики, целиком сосредоточившись на проблемах оперативного искусства и стратегии: «Военную авиацию посылают в воздух, чтобы выполнять задания. Природа этих заданий, способ их организации и выполнения основаны на теории. Эта теория может состоять всего лишь в том, что „самолёты — это способ увидеть, что находится за следующим холмом“, или может представлять собой сложную и замысловатую конструкцию для организации разрушения боевого порядка противника на всю его глубину в результате тысяч взаимосвязанных самолёто-вылетов различных типов. Вне зависимости от её сложности, в начале любых действий ВВС лежит некая идея, определяющая направление этих действий. Таким образом, это не история развития техники советских Военно-воздушных сил. [] Вместо этого, данная книга пытается ответить на, казалось бы, простой вопрос: „Что они думали?“ Она прослеживает советский подход к использованию боевой авиации и по возможности показывает имевшую место полемику по этому вопросу» [с. XIXII].

Работа основана на опубликованных источниках, включая не только документальные публикации, но и прежде всего обширнейший массив военно-теоретической литературы межвоенного периода, в т. ч. полные архивы журналов «Вестник воздушного флота» и «Военная мысль» (в 1918–1920 гг. — «Военное дело», в 1921–1922 гг. — «Военная наука и революция», в 1922–1924 гг. — «Военная мысль и революция», в 1925–1937 гг. — «Война и революция», с 1937 г. — «Военная мысль») за 1918–1941 гг. Архивные источники автор не использует.

Книга состоит из введения, четырёх глав и заключения. Главы выстроены по хронологическому принципу: 1900–1928 гг. — дореволюционный период, Гражданская война и мирный период до начала первой пятилетки, когда оборонные расходы были крайне ограниченными; 1928–1937 гг. — форсированное наращивание боевой мощи советских ВВС на фоне первых пятилеток; 1936–1940 гг. — опыт малых войн (гражданская война в Испании, японская агрессия против Китая, Халхин-Гол, Зимняя война) и его влияние на советскую теорию боевого применения ВВС; 1941–1945 гг. — Отечественная война.

По заключению автора, советская теория боевого применения авиации в межвоенный период не являлась монолитной, среди профильных специалистов существовали различные конкурирующие точки зрения по многим вопросам. Советские разработки в этой области испытали на себе определённое влияние зарубежной военной мысли, но в целом являются оригинальным произведением именно советских военных специалистов. Отдельные советские идеи имеют определённое сходство с немецкими, однако эти черты сходства обозначились ещё до того, как между СССР и Германией началось полномасштабное военное сотрудничество, и были обусловлены главным образом сходством в геостратегическом положении двух стран. В то же время различия между советскими и германскими подходами к строительству и использованию ВВС также довольно велики, так что ни о каком прямом влиянии говорить не приходится.

Согласно довоенным советским разработкам, основной задачей ВВС являлась поддержка наземных войск, как на тактическом, так и на оперативном уровне. Особое значение придавалось массированию сил на направлении главного удара и завоеванию господства в воздухе как необходимому условию для успешного выполнения всех остальных задач. Развитию стратегической авиации уделялось гораздо меньше внимания, особенно с конца 30‑х гг., когда война в Испании показала, что бомбардировщики гораздо уязвимее для истребителей, чем предполагалось изначально.

Основными проблемами советской теории боевого применения ВВС в предвоенный период автор считает неспособность советских военных специалистов разработать эффективные алгоритмы достижения общих целей, поставленных теорией, и неспособность командования ВВС своевременно внедрять новые наработки советских аналитиков, в том числе по опыту малых войн 1936–1940 гг., в практику строительства советских ВВС и обучения личного состава.

Главными причинами неудач советской авиации в первые месяцы Отечественной войны были даже не первые удары немцев по советским аэродромам, а прежде всего неэффективная организация военно-воздушных сил (например, подчинение войсковой авиации командованию армий приводило к распылению сил вместо концентрации) и пробелы в боевой подготовке; ситуацию дополнительно усугубили последствия продолжающихся репрессий.

Практический опыт Отечественной войны отчасти коррелирует с довоенными теоретическими разработками, но в основном на уровне общих целей. К концу войны советское командование в основном достигло своей главной цели, сформулированной ещё в межвоенные годы, — обеспечить массированное применение ВВС для непосредственной поддержки наземных войск на фронте, хотя конкретные решения, с помощью которых эта цель была достигнута, заметно расходились с теми предложениями, которые обсуждались в 30‑е гг. В то же время чёткая постановка цели позволила советской стороне своевременно сконструировать и принять на вооружение адекватный по своим возможностям технический инструмент — штурмовик Ил-2; за границей в качестве штурмовой авиации во время Второй мировой войны в основном использовались истребители. С оперативным применением ВВС ситуация была уже сложнее, советской авиации даже в 1944–1945 гг. не удавалось полностью парализовать оперативный тыл германских войск подобно авиации союзников. В развитии стратегической авиации СССР значительно отставал от США и Великобритании, что соответствует пренебрежительному отношению к ней в предвоенные годы.

В определённом отношении довоенные представления о задачах ВВС остались в силе и в послевоенный период (акцент на непосредственную воздушную поддержку наземных войск на направлении главного удара, противоречивое отношение к стратегической авиации). Это обусловило особый интерес к изучению боевого опыта советской авиации в годы Отечественной войны даже десятилетия спустя после её окончания.