Гарбузов В. Н. Революция Рональда Рейгана. М.: Наука, 2008. 566 с.: ил. Опубликовано в реферативном журнале: Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 5, История / РАН. ИНИОН. Центр социальных науч.-информ. исслед. Отд. истории. М., 2010. № 4. С. 159—162.
ГАРБУЗОВ В. Н. РЕВОЛЮЦИЯ РОНАЛЬДА РЕЙГАНА. — М.: НАУКА, 2008. — 566 с.: ил.
Реферируемая книга В. Н. Гарбузова посвящена эпохе консервативных преобразований, проведённых администрацией Рональда Рейгана в 1981—1989 гг., в один из наиболее сложных и переломных периодов современной истории США. Оказавшись в конце 1970-х годов в глубоком экономическом, политическом и духовном кризисе, подготовленном всем предшествовавшим развитием, в 1980-е годы страна прошла через консервативные реформы, укрепив при этом свой престиж и влияние в мире.
Книга состоит из введения, пяти глав и заключения, снабжена многочисленными фотографиями, библиографией и приложениями.
К концу 1970-х гг. США оказались в небывалом со времён Великой депрессии 1930-х гг. кризисе. За все послевоенные годы страна впервые столкнулась с рекордно высоким темпом инфляции, действие которой ощущалось буквально всеми американцами. Власть демократов потеряла доверие населения, в обществе начали расти консервативные настроения. Это способствовало победе на президентских выборах 1980 г. республиканца Рейгана.
В годы его президентства практически воплотилась в жизнь неоконсервативная идеология, возникшая в США в конце 1970-х гг. Критикуя «очевидные изъяны государственно-монополистического регулирования и эгалитарные тенденции в политике демократов („новый курс“ Ф. Рузвельта, программы „новых рубежей“ Дж. Кеннеди и „великого общества“ Л. Джонсона), завышенные требования и притязания низкооплачиваемых слоёв общества, иждивенческие настроения, поражавшие всё большее и большее число американцев» (с. 60), сторонники неоконсерватизма выступали за пересмотр государственных функций в экономике и сокращение регулирующей роли государства. Неоконсерватизм Рейгана и его сторонников получил название «рейганизма».
В это же время в Соединённых Штатах сложилась широкая, несколько раздробленная организационно, но при этом достаточно влиятельная коалиция, лидером которой был Рейган. Накануне президентских выборов 1980 г. в неё входили крупные финансово-промышленные корпорации Юго-Запада США, производящие сложную наукоёмкую продукцию и превратившиеся к тому времени в технологических лидеров страны; популистское движение «новых правых», обеспечившее широкую массовую базу; Республиканская партия, в которой господствовали правые консерваторы; консервативные демократы южных штатов, идеологически более близкие Республиканской партии, чем либеральным демократам; редакторы и издатели консервативных журналов и профессора некоторых университетов. Рейганисты выступали за сокращение федеральных расходов и стимулирование частных инвестиций путём значительного целенаправленного снижения налогов, ограничение вмешательства государства в социальную сферу и снижение расходов на поддержку малоимущих граждан; в политике они придерживались «идеи о деструктивном воздействии государства, разрушившего за десятилетия основу основ американского общества — традиции индивидуализма, опоры на собственные силы и способности, стремление граждан к личной свободе» (с. 463).
Программу правительственных реформ Рейган обнародовал 18 февраля 1981 г. в своём выступлении на совместной сессии обеих палат Конгресса. Она предусматривала ограничение роста правительственных расходов, сокращение налогов, ослабление регулирующей роли государства, обуздание инфляции. Действительно, уже Закон о бюджете на 1982 финансовый год предусматривал значительные бюджетные сокращения, а Закон о восстановлении экономики при помощи налогов предполагал за три года снизить налоги так, как они ещё никогда не снижались в США. Программа вызвала неоднозначную реакцию в американском обществе. Мало кто верил, что возможно одновременно обуздать инфляцию и сократить безработицу, снизить налоги и сбалансировать федеральный бюджет, уменьшить его расходную часть и при этом обеспечить экономический рост.
В самом деле, начавшийся с июля 1981 г. очередной финансовый кризис парализовал финансовые рынки Америки: упали курсы акций, снизился индекс Доу-Джонса, неимоверно увеличились учётные ставки (впервые со времён Великой депрессии). За первый год правления президента-консерватора число не имевших работы людей превысило 9 млн. человек. Удалось только приостановить инфляцию. В этой ситуации усилилась и стала более резкой критика в адрес администрации президента (причём исходила она не только от противников, но и от его сторонников), а популярность самого Рейгана снизилась. Конгресс же просто игнорировал проект бюджета на 1983 финансовый год, продолжая выделять «на гражданские и военные программы средства, не покрывавшиеся собираемыми налогами, что и породило огромный бюджетный дефицит в 128 млрд. долл.» (с. 466). Всё это послужило сигналом для администрации «умерить пыл» в проведении экономических реформ. Глобальную налоговую реформу пришлось отложить на неопределённый срок.
В 1982 г. в результате промежуточных выборов демократы увеличили своё присутствие в Конгрессе, причём в нижней палате они теперь составили большинство. В этих условиях президенту пришлось пойти с ними на компромисс: он согласился на некоторое увеличение налогов при условии снижения расходов. Однако вопрос дефицитности федерального бюджета и растущего государственного долга оставался весьма болезненным на протяжении всего времени, пока Рейган был главой Белого дома.
Тем не менее, «наряду с неутешительными оценками состояния экономики в целом, в ноябре и декабре 1982 г. в США были зарегистрированы первые признаки экономической активности, рост которой продолжался с тех пор необычайно долго — до конца 1980-х годов» (с. 467). В 1983 г. темп экономического роста составил 6,5%, немного снизилась безработица, инфляция упала до 3,8%. В 1984 г. рейганистам удалось добиться весьма значительного снижения уровня безработицы, а реальные доходы жителей Америки выросли на 5,3%. Всё это позволило Рейгану выиграть президентские выборы 1984 г.
Автор отмечает, что ещё в последний год первого президентского срока Рейгана наметилось «смягчение» жёсткого консерватизма рейганистов. Эти изменения в идеологии продолжились и в период его второго президентства. Большую роль в этом сыграли результаты промежуточных выборов 1986 г., когда представители Демократической партии обрели большинство и в Палате представителей, и в Сенате. И хотя личная популярность Рейгана в США оставалась удивительно высокой, политика его не имела такой уж широкой поддержки. В этих условиях рейганистам волей-неволей приходилось искать консенсус с демократами.
В 1986 г. президентом был наконец подписан Закон о налоговой реформе, которая готовилась больше трёх лет. По этому закону упрощалась и становилась более справедливой вся налоговая система Соединённых Штатов, вводились самые низкие среди развитых стран мира налоговые ставки. Это было последним крупным преобразованием, проведённым рейгановской администрацией.
Автор подчёркивает, что «„революция“ Рональда Рейгана, направленная главным образом на изменение сложившихся после „великой депрессии“ отношений между государством и рынком и охватившая прежде всего сферу экономики, оказала существенное долговременное воздействие на различные институты американского общества. Её наследие часто сравнивают с наследием реформ „нового курса“ Ф. Д. Рузвельта в 1933—1938 гг.» (с. 33—34).
М. М. Минц