McGinnis A. R. When courage was not enough: plains Indians at War with the United States Army // J. of milit. history. Lexington (VA), 2012. Vol. 76, № 2. P. 455—473. Опубликовано в реферативном журнале: Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 5, История. М., 2014. № 2. С. 142—144.
МАК-ДЖИННИС Э. Р. КОГДА ХРАБРОСТИ БЫЛО НЕДОСТАТОЧНО:
ИНДЕЙЦЫ ВЕЛИКИХ РАВНИН В ВОЙНЕ С АРМИЕЙ США
MCGINNIS A. R. When courage was not enough: plains Indians at War with the United States Army // J. of milit. history. — Lexington (VA), 2012. — Vol. 76, N 2. — P. 455—473.
В статье Энтони Р. Мак-Джинниса (США) анализируется военное искусство индейцев Великих равнин во второй половине XIX в., когда местные племена вели неравную борьбу с белыми поселенцами и поддерживавшей их американской армией, имевшей не только качественное (благодаря наличию современного вооружения и снаряжения), но и количественное превосходство. В силу определённых, прежде всего культурных, причин племена, продолжавшие оказывать сопротивление властям, по-прежнему предпочитали традиционные методы ведения войны, что существенно ограничивало их боевые возможности, даже в тех случаях, когда численный перевес был на их стороне.
Война играла важную роль в жизни индейцев, однако главной её целью считалась не столько победа над неприятелем, сколько обретение воинами индивидуальной славы и почёта, а также захват трофеев. Демонстрация собственной храбрости имела большее значение, нежели нанесение существенного ущерба врагу, а крупных потерь индейцы обычно старались избегать, поскольку на практике численность отрядов, кочевавших по равнинам, не превышала нескольких сотен человек, хотя формально одно племя могло насчитывать несколько тысяч. Во всех случаях, кроме защиты собственного поселения от нападения, воины отправлялись в бой добровольно, никто не имел права отдавать им приказы. Какая-либо система командования, таким образом, отсутствовала, что делало невозможным применение сколько-нибудь сложных тактических приёмов.
Подобный подход к ведению войны сформировался в межплеменных конфликтах и в общем вполне соответствовал, по мнению автора, своему первичному назначению, поскольку позволял индейским воинам успешно демонстрировать свою храбрость и мужество, повышать собственную репутацию в глазах соплеменников и обзаводиться трофеями, избегая при этом по-настоящему крупномасштабных столкновений с большим числом жертв. Известны случаи, когда целые отряды терпели сокрушительное поражение и до нескольких сотен человек (включая женщин и детей) погибали от руки врагов, но такое происходило довольно редко и было скорее исключением. Европейское военное искусство, применявшееся белыми американцами, строилось на совершенно иных принципах и предполагало решение заранее определённых боевых задач целенаправленными совместными действиями сложно организованных воинских коллективов с развитой командной иерархией и налаженным взаимодействием между подразделениями и отдельными солдатами на поле сражения. При такой разнице в методах ведения войны индейцы могли добиваться успеха в отдельных столкновениях, но были не в состоянии остановить наступление противника на сколько-нибудь продолжительный срок. «Американская армия, — замечает автор, — могла быть побеждена, но она возвращалась обратно и снова начинала воевать» (с. 473).
В этих условиях, с учётом подавляющего превосходства белых американцев в людских и других ресурсах, более или менее эффективно противостоять им могла бы только широкая коалиция племён и лишь в том случае, если бы ей удалось коренным образом перестроить свою военную организацию, для чего, в свою очередь, требовался отказ от индивидуализма в бою и готовность нести большие потери. Но столь радикальные изменения противоречили всему жизненному укладу индейцев и в итоге оказались неосуществимыми. Лишь немногие наиболее проницательные вожди, такие как Сидящий Буйвол и Бешеный Конь, сумели в полной мере оценить всю степень опасности, исходившей от белых колонистов и их армии. Им удалось одержать ряд побед над федеральными войсками (наиболее знаменитой из них стало сражение при Литтл-Бигхорн в Монтане 25—26 июня 1876 г.), но даже они были не в силах преодолеть инерцию прежних традиций.
Автор приходит к заключению, что это обстоятельство можно рассматривать как одну из основных причин конечного поражения индейцев, наряду с заселением прерий оседлыми колонистами, истреблением бизонов и другими факторами. К концу 1870‑х годов их сопротивление было сломлено, однако конфликты между племенами в резервациях продолжались в привычной для участников форме в течение ещё нескольких лет.
М. М. Минц