Nair M. The Copyright Act of 1889: A Canadian declaration of independence // The Canadian historical review. Toronto, 2009. Vol. 90, № 1. P. 1—28. Опубликовано в реферативном журнале: Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 5, История / РАН. ИНИОН. Центр социальных науч.-информ. исслед. Отд. истории. М., 2011. № 2. С. 153—154.
НЕЙР М. АКТ ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ 1889 ГОДА: КАНАДСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ
Nair M. The Copyright Act of 1889: A Canadian declaration of independence // The Canadian historical review. — Toronto, 2009. — Vol. 90, № 1. — P. 1—28.
Реферируемая статья посвящена истории канадского Акта об авторском праве 1889 г., содержавшего передовые для своего времени положения, но так и не получившего королевской санкции, необходимой для его вступления в силу.
Реформа авторского права была задумана как средство поддержки нарождающегося канадского книгоиздания. В описываемый период национальная канадская литература ещё только начинала развиваться, и спросом у читателей пользовались по преимуществу произведения иностранных авторов. При действующем имперском (британском) законодательстве об авторском праве это приводило к тому, что на канадском книжном рынке фактически доминировали американские издательства, поскольку даже английские правообладатели предпочитали публиковать свои произведения в США, а не в самой Канаде. Это ограничивало возможности канадских издателей, в том числе в продвижении на рынке произведений местных авторов. Чтобы решить эту проблему, было предложено принять закон, предусматривающий принудительное лицензирование (с выплатой вознаграждения) произведения, защищённого британским авторским правом, в случае, если правообладатель не заключит договора на его публикацию на территории Канады в течение месяца с момента его публикации где-либо ещё. Именно такой закон и был принят канадским Парламентом в 1889 г. Лидером сторонников реформы был Джон С. Д. Томпсон (1845—1894), занимавший с 1892 по 1894 г. пост премьер-министра Канады.
В статье подробно описывается ситуация на канадском книжном рынке в XIX в. и влияние на неё английского законодательства об авторском праве. Анализируются также дискуссии в британском правительстве по вопросам интеллектуальной собственности в связи с необходимостью учитывать интересы канадских читателей. Далее рассматривается полемика, разгоревшаяся в Канаде вокруг вопроса о присоединении к принятой в 1886 г. Бернской конвенции, принятие Акта об авторском праве 1889 г. и последующие попытки Томпсона добиться его утверждения королевой. Особое внимание автор уделяет анализу переписки государственных и общественных деятелей той эпохи, внимательно разбирая основные доводы участников полемики.
Предпринятая Канадой попытка реформы авторского права вызвала сопротивление английских правообладателей, расценивших акт 1889 г. как ущемляющий их интересы. Другая сложность состояла в том, что принятие подобного закона означало бы определённое обособление Канады от британского законодательства, а также от системы международной кооперации в сфере авторского права, основанной на Бернской конвенции. Не случайно принятие Акта об авторском праве 1889 г. воспринималось многими как претензия Канады на автономию. В Лондоне опасались также, что утверждение акта может испортить отношения с США, поскольку его вступление в силу могло серьёзно ослабить позиции не только английских, но и американских издателей на канадском рынке; после того, как в 1891 г. Великобритании в результате многолетних усилий всё же удалось заключить с Соединёнными Штатами соглашение об авторском праве, такой поворот представлялся крайне нежелательным. В этих условиях добиться утверждения нового акта королевой было чрезвычайно сложно, а после внезапной смерти Томпсона в 1894 г. положение сторонников реформы стало практически безнадёжным. Акт 1889 г. так и не был введён в действие. Любопытно, что основным аргументом его противников были не перечисленные выше факторы, а утверждения, будто канадский Парламент не обладает достаточными полномочиями для столь радикальных преобразований. Автор, соглашаясь с позицией Томпсона, настаивает, что эти утверждения не соответствовали действительности: Акт об авторском праве 1889 г. был не столько претензией Канады на автономию, сколько попыткой реализовать уже предоставленную ей автономию, поскольку ещё в 1867 г. Британская Северная Америка получила права доминиона, в том числе и право на собственное законодательство.
М. М. Минц