На «Пушкинскую» я приехал около четверти первого, с проспекта Сахарова ушёл около четверти четвёртого. Народу было немерено. Новые поправки о митингах не остались незамеченными: насколько я знаю со слов моих знакомых, кое-кто из их знакомых, посещавших предыдущие митинги, сегодня действительно побоялись приходить; в то же время количество испугавшихся явно компенсировалось, если не перекрывалось, количеством новых участников. Людей было как минимум не меньше, чем на Якиманке 6 мая, скорее всего, гораздо больше. По моим собственным ощущениям — тысяч сто, может быть, и под двести. Выдумки насчёт 20 тысяч человек, во всяком случае, — целиком и полностью на совести их авторов.
Вопреки первоначальной информации, людей на бульвары пропускали не только с Пушкинской площади, но и с некоторых переулков. В результате на Рождественском и Сретенском бульварах стало довольно многолюдно ещё до того, как туда добрались главные колонны демонстрантов, но давки, к счастью, удалось избежать.
В общем и целом шествие и митинг прошли спокойно, мирно и по-прежнему довольно весело. Настрой, правда, был, кажется, всё же более нервозным, чем на первых акциях в декабре и феврале, но это, возможно, только моё субъективное ощущение. Авторы плакатов продолжают соревноваться в остроумии, среди устных лозунгов тоже были новые. Как и на Якиманке, было много растяжек с названиями городов — похоже, провинция начинает принимать более активное участие в московских протестах, что не может не радовать. Немало было антицерковных лозунгов, как и на майском шествии. На одном из плакатов в защиту Pussy Riot рядом с уже звучавшим где-то «Оккупай суд!» присутствовал и новый призыв «Долой кривосудие и тюрьмославие!», а над либеральной колонной несли растяжку со знаменитым «Богородица, Путина прогони!» на английском языке.
По бульварам шли двумя колоннами по проезжей части: слева — коммунисты, справа — либералы, за ними — националисты. Сквер на Петровском постепенно тоже заполнился народом, особо несознательным с мостовой несколько раз начинали скандировать «По газонам не ходить!». На Рождественском и Сретенском бульварах скверы были закрыты.
Удовольствие уже на Сахарова несколько подпортили националисты, которые около трёх часов буквально вломились колонной на проспект, рассекая митингующих, показывая факи во все стороны и явно нарываясь на потасовку. Надо отдать должное присутствующим — на провокацию никто не повёлся. Полицейские, кажется, не предпринимали ничего. Впрочем, четверть часа спустя коричневые частично уже потянулись к выходу — видимо, сразу после того, как охранники не дали им прорваться на сцену. Определённо, эта публика от митинга к митингу всё отчётливее выглядит лишней.
Удивили какие-то ребята из колонны учёных и работников вузов, которые в дальнем от сцены конце проспекта попытались организовать свой собственный мини-митинг, мотивируя это тем, что выступающие на сцене якобы никому не интересны и только «пиарятся». На самом деле, «пиарились» скорее они сами. Не знаю, чем кончилась эта затея.
Общее впечатление хорошее. Акция безусловно удалась. Ни законодательные «инновации», ни обыски в квартирах у видных оппозиционеров, ни продолжающиеся аресты по делу о «беспорядках на Болотной» так и не позволили её сорвать. Протест не выдыхается, как бы того ни хотелось отдельным деятелям. Длина поколения — 21 год. Поколение назад был 91‑й…
Фотографии постараюсь выложить в ближайшие дни.
Мне прям тоже кажется, что нациков специально для провокаций ставят. Мы там со своими эээ лицами прошли мимо них два раза. Очень неуютно.
Да, у меня такое же ощущение. И наглеют они чем дальше, тем больше…