Каганович А. Друзья поневоле: Россия и бухарские евреи, 1800–1917. М.: Новое лит. обозрение, 2016. 526 с.: ил.

Альберт Каганович — исследователь Программы изучения иудаики (Judaic Studies Program) при Манитобском университете (Виннипег, Канада).

Книга посвящена истории бухарских евреев в период завоевания Средней Азии Российской империей. Особое внимание автор уделяет правовому положению этой общины, поскольку его слабая изученность до сих пор серьёзно затрудняла исследование других аспектов истории бухарских евреев. Он подробно анализирует, в частности, отношение к ним российской администрации, его мотивацию, сравнивает правовое положение бухарских евреев с положением ашкеназов и других еврейских диаспор в России. Политика по отношению к бухарским евреям в книге рассматривается в общем контексте российской колониальной политики в Средней Азии, специфика которой во многом обусловила особое отношение к местному еврейскому населению. Помимо этого А. Каганович разбирает также вопросы социально-экономической, общественно-религиозной и культурно-образовательной жизни бухарских евреев, исследует их демографию и этнокультурные отношения.

Работа основана на трёх группах источников: архивных материалах различных государственных ведомств Российской империи, хранящихся в Узбекистане, России и Израиле; печатных изданиях исследуемого периода (российская и среднеазиатская периодика, статистика, мемуары, сообщения путешественников) и собственно еврейских источниках (газеты изучаемого периода на русском языке, иврите и еврейско-таджикском диалекте, мемуары, переписка, семейные предания). Автор использует материалы целого ряда государственных и университетских библиотек и архивов России, Узбекистана, США, Канады и Израиля, а также из частного архива Ш. М. Ривлина, хранящегося у его внука в Петах-Тикве (Израиль). Особую группу источников составляют многочисленные фотографии (в т. ч. С. М. Прокудина-Горского), хранящиеся в Библиотеке Конгресса США, и материалы Архива аудиодокументов Института современного еврейства при Еврейском университете (Иерусалим).

Книга состоит из развёрнутого введения и краткого пролога, восьми глав и заключения. В первых пяти главах прослеживаются основные этапы в политике российских властей по отношению к бухарским евреям (период завоевания Средней Азии, последняя четверть XIX в., первое десятилетие XX в., канун Первой мировой войны, период с начала войны до Февральской революции 1917 г.). Следующие три главы выстроены по тематическому принципу: автор последовательно описывает проводившуюся российскими властями политику аккультурации бухарских евреев, образовательную политику, влияние местных властей на внутриобщинную жизнь евреев, решение вопроса об их подсудности, отношение русского правительства к притеснению евреев в Бухарском эмирате и Хивинском ханстве, пользовавшихся значительной автономией в рамках империи, и наконец, отношение к связям бухарских евреев с Палестиной, в том числе отношение русских дипломатов к проживавшим в Палестине бухарским евреям — российским подданным.

По наблюдениям А. Кагановича, положение бухарских евреев в «русский» период значительно отличалось от положения ашкеназов, с последовательной дискриминацией которых в первую очередь ассоциируется политика Российской империи по «еврейскому вопросу». Наиболее благоприятным отношение к ним было в 1860‑е — 1880‑е годы, т. е. непосредственно в период завоевания Средней Азии и в первые годы после него, когда в администрации Туркестанского края преобладали сторонники поэтапной абсорбции новых подданных (в терминологии Э. Ранеландера, на которого ссылается автор, — регионалисты, в противоположность централистам, выступавшим за форсированную силовую колонизацию). Бухарские евреи, при мусульманских правителях подвергавшиеся довольно жёсткой дискриминации по религиозному признаку, к русской администрации относились достаточно лояльно и рассматривались ею скорее как потенциальные союзники. Как следствие, они получили гораздо более широкие права, чем ашкеназы (за исключением территорий Хивинского ханства и Бухарского эмирата, где продолжали действовать прежние дискриминационные законы), — вплоть до права поступать на государственную службу без перехода в христианство, которым в России не обладал больше ни один из остальных еврейских субэтносов. В отличие от губерний, входивших в черту оседлости, местные власти старались по возможности урегулировать конфликты между евреями и окружающим населением, избегая их эскалации. Экономическое благосостояние бухарских евреев в имперский период непрерывно росло, к началу XX в. они не только заняли заметное положение в экономике края, но и стали важным связующим звеном между колонией и метрополией, прежде всего в торговле хлопком. Парадоксальным образом этому способствовали дискриминационные меры в отношении всех прочих евреев, действовавшие и в Туркестане.

К последней четверти XIX в. относятся первые попытки ограничения прав бухарских евреев. Это было связано как с общим нарастанием националистических и антисемитских настроений при Александре III и Николае II, так и с преобладанием централистов в Военном министерстве, которому по-прежнему подчинялась администрация Туркестанского генерал-губернаторства. В самом Туркестане, впрочем, среди чиновников по-прежнему доминировали регионалистские взгляды; кроме того, из центральных ведомств против новых ограничительных мер в отношении евреев выступало прагматично настроенное Министерство финансов, многие чиновники которого считали бухарско-еврейских предпринимателей полезными для российской экономики. На рубеже XIXXX вв. его политическое влияние заметно возросло, особенно после того, как министр финансов В. Н. Коковцов стал председателем Совета министров в 1911 г. Эти обстоятельства, а также экономическая деятельность бухарских евреев и их аполитичность, позволили им в значительной степени избежать планировавшихся выселений и ограничений. Аполитичность бухарских евреев и их лояльность по отношению к властям были обусловлены не только их экономическим положением, но и низким уровнем эмансипации. Светское образование до 1917 г. не получило широкого распространения в Средней Азии, что во многом также было связано с регионалистской политикой, нацеленной на консервацию местных обычаев и традиций. Новые дискриминационные меры в отношении бухарских евреев готовились в 1916 — начале 1917 г. после назначения туркестанским генерал-губернатором А. Н. Куропаткина, но их осуществлению помешала Февральская революция. Как следствие, в советские годы многие бухарские евреи рассматривали имперский период как «золотой век» в своей истории.

Опубликовано в реферативном журнале: Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 5, История. 2018. № 3. С. 105–108.