Сборник статей, подготовленный коллективом преподавателей ВГИК им. С. А. Герасимова, посвящён советскому и зарубежному кинематографу времён Второй мировой войны. Авторы не ставят перед собой цели написать целостную историю кино в военные годы; вместо этого они исследуют её отдельные наиболее важные аспекты, прежде всего освоение военной темы в игровых и документальных фильмах, а также в мультипликации, интерпретации образов войны в разные исторические периоды вплоть до современности, влияние политической конъюнктуры на кинематограф.
Книга состоит из краткого предисловия и двенадцати тематических статей. Открывающая её статья Л. А. Зайцевой посвящена советскому игровому кино военных лет. В статье Г. С. Прожико рассматривается документальное кино времён Второй мировой войны — главным образом советское, а также вкратце — германское, американское и английское.
Тему документального кино продолжает статья Д. Л. Караваева, анализирующего соотношение информационной и пропагандистской функций в советской военной кинохронике на примере выпусков «Союзкиножурнала» за 1941 год. Автор приходит к выводу, что журнал в силу ряда причин так и не справился с задачей информирования зрителей о событиях на фронте, но и попытки использовать его в пропагандистских целях также не имели успеха. Ситуация изменилась лишь в 1942—1944 гг., и то лишь частично, что в конце концов стало причиной ликвидации «Союзкиножурнала», вместо которого был создан новый киножурнал «Новости дня».
Песни в кинофильмах времён Отечественной войны анализируются в статье Е. А. Русиновой.
Ряд статей посвящён зарубежному военному кино. Этот раздел сборника открывается работой В. В. Виноградова «Если завтра война», содержащей анализ пропагандистских образов в предвоенном немецком, английском и французском кинематографе. Германское, итальянское и испанское кино военных лет описывается в статье О. К. Рейзен. С. К. Каптерев в своей работе рассматривает эволюцию образа СССР в американском кино после 22 июня 1941 г., когда советский режим выступил как союзник западных демократий в противоборстве с нацизмом. Статья М. Л. Теракопян посвящена отражению боевых действий на Тихом океане в японском кино.
Образы врага в анимационных фильмах времён войны анализируются в статье Н. Г. Кривули. К искусству мультипликации обращались обе стороны конфликта, рассматривая его как эффективный инструмент для воздействия на молодые умы. В статье проводится сравнительный анализ советских, немецких и американских мультфильмов.
Образам войны в современном российском и восточноевропейском кино посвящены статьи Н. А. Цыркун и С. А. Смагиной. Завершает сборник статья ректора ВГИКа В. С. Малышева, описывающая историю института в годы Отечественной войны.