Соколова Э. С., Федорова М. И. Дети и детские организации России в XX веке: История и современность глазами социологов

Соколова Э. С., Федорова М. И. Дети и детские организации России в XX веке: История и современность глазами социологов. М.: Педагогическое общество России, 2007. 256 с.: ил. Опубликовано в реферативном журнале: Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 5, История / РАН. ИНИОН. Центр социальных науч.-информ. исслед. Отд. истории. М., 2009. № 1. С. 84—88.

СОКОЛОВА Э. С., ФЕДОРОВА М. И. ДЕТИ И ДЕТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИИ В XX ВЕКЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ ГЛАЗАМИ СОЦИОЛОГОВ. М.: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО РОССИИ, 2007. 256 с.: ил.

В рецензируемой книге Э. С. Соколовой (директор Центра «Образование и культура мира») и М. И. Федоровой (заведующая социально-психологической лабораторией Дворца творчества молодёжи Восточного округа Москвы «Перово») даётся историко-социологический обзор изучения проблем детства и детских организаций в СССР и России в 1920-е ― начале 2000-х гг. Основную часть монографии составляют результаты исследований, выполненных самими авторами в разные годы, начиная с 1960-х гг. Эти материалы публиковались в профильных газетах и журналах, однако полные данные до сих пор были доступны лишь в ведомственных изданиях, выпускавшихся незначительными тиражами. Кроме того, в отдельной главе анализируются материалы, накопленные в 1920-е гг., на заре отечественной социологии детства, до её фактического запрещения с началом 1930-х гг. Значительное внимание авторы уделяют отношению детей к пионерской организации, которая в течение многих лет оставалась единственной массовой детской организацией в нашей стране. Книга состоит из предисловия, введения, четырёх глав и четырёх заключительных разделов, снабжена библиографией.

Во введении даётся обоснование изучаемой проблемы и краткий обзор предшествующих исследований в области социологии детства, проводившихся в СССР и в постсоветской России.

В первой главе монографии авторы приводят, для полноты картины, выдержки из ряда социологических исследований 1920-х гг. В этот период отечественная социология переживала бурный подъём, чем объясняется характерный энтузиазм и чувство подлинных открытий. Впрочем, в распоряжении советских исследователей уже имелся значительный материал, накопленный в предыдущее десятилетие, в т. ч. и в последние предвоенные годы. Работы 20-х гг., несмотря на первые проявления идеологизации, отличает всё же ещё довольно высокая степень научной объективности, стремление к обстоятельному и добросовестному анализу, без оглядки на официальные авторитеты. Многие публикации этого периода впоследствии оказались в спецхранах и лишь десятилетия спустя вновь стали доступны для учёных. Между тем, они дают определённое представление о том самом поколении, на долю которого выпали в дальнейшем тяготы первых пятилеток, суровые годы Отечественной войны. Э. С. Соколова и М. И. Федорова приводят выдержки из трёх работ 20-х гг. Это сборник «Дети и Октябрьская революция. Идеология советского школьника», под редакцией В. Н. Шульгина (М., 1929); фундаментальное исследование А. М. Большакова «Деревня» (М., 1927) и работа Г. М. Мевзоса «К вопросу о нагрузке пионера» (Хабаровск, 1925), содержащая результаты проведённого в 1925 г. исследования затрат времени пионерами на школьную, пионерскую, домашнюю нагрузку. Перечисленные материалы показывают, как отражалось на настроениях детей начавшееся насаждение классовой идеологии с жёсткой оппозицией „пролетарий ― хозяин жизни, буржуй ― классовый враг“, и, таким образом, фиксируют первый этап „перестройки сознания“, которая происходила с людьми, детьми в советское время. Следующим „перестройкам“ посвящены остальные главы монографии.

Во второй главе анализируются итоги всесоюзного исследования «Интересы и свободное время детей и подростков», проведённого в октябре 1966 г. под руководством Э. С. Соколовой. Это было первое подобное исследование после почти тридцатипятилетнего перерыва; организаторам пришлось фактически заново разрабатывать не только методику, но и теоретическую базу работы, поскольку проблемы детства уже в течение долгого времени считались предметом педагогики, а не социологии, не говоря уже о философии. В ходе опроса была получена картина массового сознания детей эпохи „развитого социализма“, когда процесс формирования официальной идеологии достиг своеобразного апогея. Дети 1960-х гг. безоговорочно верили в коммунизм, не мыслили своей жизни вне пионерской организации. Вместе с тем результаты исследования показали болевые точки пионерского движения: формализм, стереотипность, несовпадение с интересами детей. К сожалению, отмечают авторы, эти материалы и данные на их основе рекомендации так и не были использованы на практике.

Третья глава посвящена трём исследованиям, выполненным на рубеже 1980-х ― 1990-х гг. Коренные изменения в массовом сознании, вызванные „перестройкой“, не могли не коснуться детей. Обострился кризис и в пионерии, всё очевиднее обнаруживались её старые болезни, диагноз которым был поставлен ещё в 1960-х гг. На смену прежде монолитной детской организации надвигался поток различных новых объединений, более привлекательных для подрастающего поколения. В этих условиях Научно-исследовательским центром Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ в 1989–1990 гг. было проведено исследование «Дети, подростки и пионерская организация в условиях перестройки» под руководством Э. С. Соколовой. В общей сложности в несколько этапов было опрошено почти 12 тысяч школьников в десятках регионов СССР. Исследование показало, что общий перелом в сознании, ценностях, интересах затронул и детей. В целом господствующие в их среде настроения не вызывали особого беспокойства, хотя опрос и выявил ряд тревожных тенденций (распространение эгоизма и меркантилизма, особенно в старших возрастных группах, крайне низкий авторитет учителя и некоторые другие). Данные о свободном времени ребят выявили огромное и не всегда благотворное влияние на них массовой культуры, неблагоприятные условия для развития творческих способностей и талантов. Из числа „образцов для подражания“ пропали не только „традиционные“ авторитеты прошлого ― герои революции, Отечественной войны, космонавты и т. д. ― но и вообще известные общественные деятели. Приоритетное место в иерархии идеальных образцов заняла семья. Исследование подтвердило значительную потребность детей в объединении, однако пионерская организация уже полностью утратила какой бы то ни было авторитет; и дети, и взрослые единодушно высказывались за её обновление. Результаты исследования действительно были использованы при её реформировании, которое, впрочем, так и не спасло её от развала. Кроме того, методика исследования была использована М. И. Федоровой при проведении серии аналогичных опросов в 1990-е гг.

В 1993 г. среди детей железнодорожников было проведено исследование «Твоё мнение», посвящённое жизненным планам и ценностным ориентациям школьников в новых условиях, их отношению к вопросам войны, мира, разоружения, национальных конфликтов. Оно показало, что дети оптимистически представляют себе будущее России, выявило сильное желание мира и всеобщего согласия. Большинство детей оставались свободными от национализма, хотя дальнейшие перспективы здесь выглядели неопределёнными.

В завершение главы авторы приводят результаты ряда опросов (1920-х гг., 1990 г. и 1998 г.), проведённых по методике «Если бы у тебя была шапка-невидимка». Раскрывая самые сокровенные мечты и желания детей, она позволяет выявить неизменные составляющие детского сознания, не претерпевающие существенных изменений невзирая на смену исторических эпох.

Наиболее объёмная и насыщенная последняя глава монографии посвящена результатам многочисленных исследований, проводившихся, прежде всего авторами книги, среди московских подростков в 1990-е ― начале 2000-х гг. Накопленные материалы позволяют выделить несколько основных тенденций. Так, характерной чертой московской молодёжи на протяжении десятилетия оставалась высокая заинтересованность в реализации своих прав, а также заметный интерес к получению различной информации о текущих политических событиях при неготовности самостоятельно участвовать в общественно-политической деятельности ― тревожный симптом по мнению авторов, поскольку, став взрослыми, такие подростки легко могут стать объектом пропагандистских манипуляций. По существу заново и не без трудностей формируется отношение подростков к историческому прошлому, религии, усиливаются националистические настроения (эту проблему авторы считают пока решаемой, но требующей немедленных усилий по её преодолению). В особом разделе главы анализируется внутренний мир подростков, их интересы, ценностные ориентации, мечты, отношения со сверстниками и взрослыми.

Заключительные разделы монографии содержат некоторые дополнительные выводы, в основном практического характера, об особенностях детского движения и детских организаций.

М. М. Минц