Дружественный рубеж: канадско-американское приграничное сотрудничество

Дружественный рубеж: канадско-американское приграничное сотрудничество / Под общ. ред. А. И. Кубышкина и В. И. Соколова. М.; Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007. 179 с.: ил. Опубликовано в реферативном журнале: Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 5, История / РАН. ИНИОН. Центр социальных науч.-информ. исслед. Отд. истории. М., 2009. № 3. С. 142—145.

ДРУЖЕСТВЕННЫЙ РУБЕЖ: КАНАДСКО-АМЕРИКАНСКОЕ ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПОД ОБЩ. РЕД. А. И. КУБЫШКИНА И В. И. СОКОЛОВА.― М.; ВОЛГОГРАД: ИЗД-ВО ВолГУ, 2007.― 179 с.: ил.

Рецензируемая коллективная монография (результат сотрудничества двух центров североамериканских исследований России ― Института США и Канады РАН и Волгоградского государственного университета) посвящена решению противоречий между интересами защиты национальных границ государства и использования этих границ для развития межгосударственных отношений. Книга состоит из предисловия, введения и шести глав, снабжена приложениями и списком авторов.

Первая глава содержит исторический очерк возникновения канадско-американской границы, представляющей собою в известной мере искусственную конструкцию, сформировавшуюся в результате длительного переговорного процесса. Наброски границы появились ещё в XVII в. при заселении Северной Америки английскими пуританами и французскими католиками. Долгое время эта линия была границей между Великобританией и бывшей её колонией (США). На возникновение и укрепление границы влияло формирование сначала американской, а затем и канадской национальной идентичности. Лишь во второй половине XIX в. произошло объединение американских владений Великобритании в страну под общим названием Канада. В процессе установления границы участвовали не только дипломаты и столичные власти, но и население прилегающих к ней провинций и штатов. Дипломатам приходилось не только находить компромиссные решения, удовлетворяющие обе стороны, но и убеждать население собственных стран в необходимости данного компромисса. Не принимались во внимание лишь интересы населявших эти территории коренных жителей Америки — индейцев. Переговоры по окончательному установлению границы велись не одно столетие. За это время несколько раз менялись субъекты суверенитета: Британская империя, Франция, Российская империя, отдельные штаты и провинции и, наконец, собственно США и Канада. Последняя точка в переговорах по пограничной линии была поставлена лишь в 1925 году.

Влиянию границы на канадско-американские экономические отношения посвящена вторая глава монографии. Канада занимает первое место в мире по объёму торговли среди партнёров США, поэтому в экономическом смысле граница для неё всегда была важна (таможенные пошлины — едва ли не главная статья формирования бюджета государства). Однако к 1 января 1998 г. таможенные пошлины между соседями были ликвидированы почти на все виды товаров. В связи этим появилось мнение об экономическом отмирании границы. В США даже появились публикации о том, что с экономическим исчезновением границы Канада потеряет свою независимость и станет 51-м штатом Америки. Но события 11 сентября 2001 г. заставили Соединённые Штаты ввести более строгие меры безопасности на границе. Это привело к серьёзным задержкам товаропотоков и больно ударило по канадской экономике. Возникла необходимость усилить безопасность границы, не затруднив её пропускную способность. Для решения задачи была создана двунациональная специальная комиссия, разработавшая концепцию новой „умной“ границы, решающей одновременно две задачи: укрепление безопасности с одновременным облегчением торговли.

Третья глава представляет собой анализ экономических аспектов развития приграничного сотрудничества между отдельными американскими штатами и канадскими провинциями. Исторически сложилось так, что канадские провинции являются самыми свободными и международно активными субъектами федерации в мире, так как в конституции страны отсутствует четкое разграничение полномочий между провинциальным и федеральным уровнями власти в области международных сношений. Свои представительства за рубежом они имеют с 1870 г., это позволяет налаживать культурные, экономические и даже политические связи, минуя федеральный центр. Десятилетиями складывающаяся экономическая интеграция приграничных штатов США с провинциями Канады привела к формированию трансграничных экономических регионов, протянутых в меридиональном направлении. Эти отношения особенно интенсифицировались после заключения двухстороннего канадско-американского соглашения о свободной торговле — ФТА.

На протяжении всей своей истории Канада была сторонником проведения самостоятельной внешней политики, даже будучи доминионом Британской империи (как пример — отказ участвовать в акциях против Турции после Первой мировой войны), но практически до Второй мировой войны страна сохраняла внешнеполитическую ориентацию на сотрудничество с метрополией. Тем не менее в 1920-е гг. стали более тесными отношения Канады и США, в 1927 г. страны обменялись дипломатическими посланниками, было заключено несколько экономических договоров. Вопросы военного сотрудничества с США заняли важное место в канадско-американских отношениях в канун Второй мировой войны, что привело к заключению в 1940 г. Огденсбергского соглашения о военно-политическом сотрудничестве. После войны Канада взяла курс на военную и экономическую интеграцию с США. До 11 сентября 2001 года канадско-американская граница считалась «самой длинной незащищённой границей» в мире. Угроза международного терроризма заставила соседей пересмотреть своё отношение к границе. Однако Канада высказалась против её милитаризации. О проблемах укрепления национальной безопасности в контексте приграничного сотрудничества рассказывается в четвёртой главе монографии.

В пятой главе говорится о совместных мероприятиях двух стран в решении не имеющих государственных границ проблем экологии, в последнее время всё более остро встающих в международных отношениях и нередко приводящих к межгосударственным спорам, а порой и к конфликтам. Особенностью канадско-американской границы является не только её большая протяжённость (около 9 тыс. км), но и то, что она нередко проходит по уязвимым в экологическом отношении районам (Арктика, Великие озёра, побережья Тихого и Атлантического океанов). И в США, и в Канаде решение экологических задач занимает одно из первых мест в системе национальных приоритетов, в обеих странах на их решение выделяются немалые средства.

Наконец, в шестой главе монографии проводится исследование сущностного значения границы для американцев и канадцев. Для первых она до сих пор символизирует линию, отделяющую лишь символически территорию США от очень похожей экономически на их штаты канадской территории. Канадцы же воспринимают границу прежде всего как символ их независимости и государственного суверенитета, их национально-культурной самоидентификации и отличия от американцев.

М. М. Минц