Зиновьев Г. В. История американо-китайских отношений и тайваньский вопрос

Зиновьев Г. В. История американо-китайских отношений и тайваньский вопрос. Томск: Томский государственный университет, 2007. 347 с. Опубликовано в реферативном журнале: Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 5, История / РАН. ИНИОН. Центр социальных науч.-информ. исслед. Отд. истории. М., 2009. № 3. С. 112—116.

ЗИНОВЬЕВ Г. В. ИСТОРИЯ АМЕРИКАНО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ТАЙВАНЬСКИЙ ВОПРОС.― ТОМСК: ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, 2007.― 347 с.

За последние годы такая тема как тайваньский вопрос и его влияние на американо-китайские отношения привлекала лишь ограниченное внимание исследователей, несмотря на то, что проблема независимости Тайваня наряду с ситуацией на Корейском полуострове без преувеличения потенциально является одной из самых опасных проблем мировой политики XXI в. Новая книга Г. В. Зиновьева призвана восполнить этот пробел. Автор детально разбирает историю американо-китайских отношений в послевоенные годы (с 1949 г. до начала нынешнего столетия), уделяя особое внимание именно тайваньскому вопросу как важнейшей теме, определяющей „перепады настроений“ между двумя государствами. В приложении к монографии опубликован ряд важных документов по изучаемой проблеме.

В своей работе автор использует довольно обширный круг источников и, в частности, едва ли не впервые в отечественной литературе широко привлекает документальные материалы из архивов США, которые стали достоянием научной общественности в последнее время, а также произведения мемуарного характера. Сопоставление многочисленных воспоминаний с первичными документами даёт ему возможность в ряде случаев „поправить“ мемуаристов, что позволяет нарисовать более объективную картину американо-китайских отношений прошедшего полувека.

Теоретическую основу работы фактически составляет концепция „треугольника“, разработанная американскими политологами для анализа советско-китайско-американских отношений в период после Второй мировой войны и восходящая к теориям геополитического характера. Автор активно применяет теорию „большого треугольника“ (СССР ― США ― КНР), дополняя её анализом событий, происходивших в „малом треугольнике“ (США ― КНР ― Тайвань).

В первые месяцы после провозглашения Китайской Народной Республики США, не признавая правительство Мао Цзэдуна, предполагали, тем не менее, что режим Чан Кайши (Китайская Республика) обречён, и не планировали оказывать ему военную помощь. Более приоритетной задачей казалось найти какую-либо приемлемую модель взаимоотношений с новым руководством, пришедшим к власти на материке, и предотвратить возникновение китайско-советского союза. Ситуация изменилась после начала Корейской войны. Опасаясь потерять важный стратегический пункт, каковым являлся Тайвань, США перешли к политике поддержки островного правительства; следствием этого стало заключение 2 декабря 1954 г. договора о взаимной обороне, по которому Соединённые Штаты взяли на себя обязательства по поддержанию безопасности Тайваня и Пескадорских островов. При этом американская администрация приложила все усилия к тому, чтобы предотвратить новое вторжение гоминьдановцев на материк, которое могло бы спровоцировать войну между США и КНР. В этих условиях правительство на Тайване начало постепенно корректировать свою политику, уделяя всё больше внимания не восстановлению своей власти на всей территории Китая, а экономическому развитию острова.

Обострение советско-китайских отношений в конце 1960-х гг. сделало возможным сближение между КНР и США. Начавшись с осторожных сигналов в 1969 г., оно уже в 1972 г. привело к визиту президента Никсона в Китай. Союзный договор с Тайванем, формально остававшийся в силе, во многом утратил своё прежнее значение. В то же время КНР и Соединённым Штатам так и не удалось заложить достаточно прочный фундамент для долгосрочного партнёрства, а проблема Тайваня оказалась гораздо сложнее, чем это можно было себе представить, и осталась самым чувствительным раздражителем американо-китайских отношений на десятилетия вперёд.

Дипломатические отношения между КНР и США были установлены только в 1979 г. Одновременно Вашингтон разорвал дипломатические отношения с Тайванем и вышел из союзного договора с ним. Тем не менее принципиального согласия в тайваньском вопросе достигнуто не было. Пекин не отказался от права применить силу для решения этого вопроса, а США продолжали оказывать военную помощь тайваньскому правительству. В результате расчёты Дэн Сяопина на то, что Тайвань в новых условиях будет вынужден согласиться на мирное объединение по модели «одно государство ― две системы» не оправдались. Однако в условиях продолжавшейся Холодной войны наличие у Вашингтона и Пекина общих геополитических интересов помогало до поры до времени сглаживать эти противоречия.

Период наибольшей стабильности в американо-китайских отношениях пришёлся на 1980-е гг., когда сторонам удалось согласовать правила игры и попутно избавиться от излишних иллюзий и завышенных ожиданий. Хотя вопрос о будущем Тайваня по-прежнему оставался неурегулированным, на этот относительно короткий период он потерял свою прежнюю остроту. Кризис разразился в 1989 г. после разгона студенческой демонстрации на площади Тяньаньмэнь, резко настроившего американское общественное мнение против КНР. Позднее к этому добавился распад социалистического лагеря, а затем и СССР; с исчезновением общего противника пропал важный стимул к поддержанию конструктивного диалога между Пекином и Вашингтоном. В американо-китайских отношениях наступил период крайней нестабильности, когда даже малозначительный вопрос мог спровоцировать серьёзный кризис.

На этом фоне на рубеже 1980-х ― 1990-х гг. в отношениях между Тайванем и материковым Китаем наступило определённое потепление, но оно оказалось недолгим. Уже в начале 1990-х гг. здесь снова стала нарастать напряжённость и отношения между Пекином и Тайбэем начали быстро скатываться к опасной грани вооружённого противостояния.

Череда кризисов в отношениях между КНР и США, КНР и Тайванем продолжалась на всём протяжении 1990-х гг. Тайваньский вопрос вновь оказался в повестке дня, тем более, что по мере дальнейшего экономического роста и осуществления демократических преобразований на острове усиливались и настроения в пользу независимости и самостоятельной „тайваньской идентичности“, что шло вразрез с пекинской доктриной „одного Китая“. Дважды: в 1995–1996 и в 1999 гг.― КНР прибегала к практике устрашения и проводила в непосредственной близости от Тайваня крупномасштабные военные учения, грозившие спровоцировать вооружённый конфликт между берегами пролива, а также между КНР и Соединёнными Штатами. Основным достижением десятилетия можно признать то, что даже в самые тяжёлые кризисные периоды сторонам всё же удавалось не доводить дело до крайности и находить какие-либо приемлемые пути если не решения вопросов, то хотя бы минимизации ущерба.

В начале XXI в. ситуация продолжает оставаться неопределённой. На фоне относительного потепления отношений между Тайванем и материковым Китаем тайваньской стороне так и не удалось добиться существенных изменений в политике Пекина, и КНР продолжает руководствоваться принципом „одного Китая“. Кроме того, она продолжает интенсивную модернизацию своих вооружённых сил, что в перспективе может привести к нарушению баланса сил в Тайваньском проливе. Сохраняется определённая напряжённость и в американо-китайских отношениях: несмотря на некоторое сближение с КНР после событий 11 сентября 2001 г., США довольно настороженно воспринимают дальнейшее наращивание экономической и военной мощи Китая, не без оснований усматривая в этом вызов собственным интересам. «Можно ожидать,― делает заключительный вывод автор,― что до следующих президентских выборов на Тайване и в США в 2008 г. отношения в треугольнике Вашингтон ― Пекин ― Тайбэй будут продолжать двигаться по уже заданным направлениям. Если всем сторонам удастся избежать перерастания постоянно возникающих проблем в серьёзный кризис, то это само по себе будет одним из наиболее благоприятных вариантов развития событий» (с. 292).

М. М. Минц