Ирина Александровна Хормач — д‑р ист. наук, в. н. с. ИРИ РАН. Специалист по истории международных отношений, международных организаций, внешней политики России в XX в.
Книга посвящена политике СССР в Лиге наций с момента его вступления в эту организацию в 1934 г. и до исключения из неё в 1939 г. Исследование продолжает более раннюю работу Хормач «Возвращение в мировое сообщество: борьба и сотрудничество Советского государства с Лигой наций в 1919–1934 гг.» (М., 2011). По словам автора, «задача данного труда состоит в изучении комплекса проблем, связанных с международной политикой Советского государства после его выхода на мировую арену. Это — анализ политики Кремля, проводившейся через Лигу наций в период членства в ней Советского Союза (1934–1939 гг.); оценка результативности деятельности Лиги в урегулировании международных конфликтов и обеспечении безопасности входивших в неё государств; определение роли и места в этой организации СССР; рассмотрение удач и ошибок СССР в период его сотрудничества с Лигой наций» (с. 9).
Поскольку деятельность Лиги наций была достаточно многоплановой, охватить все области сотрудничества между нею и Советским Союзом невозможно. «Поэтому автор ограничился наиболее важными из них, а именно: сотрудничеством в военно-политической сфере, в деле урегулирования международных конфликтов, борьбы с терроризмом и пиратством; участием СССР в пересмотре Устава Лиги. Ради решения именно этих проблем советское правительство приняло постановление о вступлении в Лигу наций, на них впоследствии оказалось сосредоточено главное внимание Москвы. Большое место в настоящем исследовании уделено обострению международной обстановки» (с. 9–10).
Источниковую базу исследования составили документы АВП РФ, РГАСПИ (фонд Политбюро), РГАЭ (фонд Наркомата внешней торговли), а также многочисленные документальные публикации, как российские, так и иностранные (в том числе официальные издания Лиги наций).
Структура книги выстроена по проблемно-хронологическому принципу и включает в себя введение, шесть хронологических глав и заключение. В первых двух главах описываются вступление СССР в Лигу наций и первые инициативы советской дипломатии в рамках этой организации (1934–1935 гг.). В третьей главе рассматриваются события 1935–1936 гг., прежде всего итальянская агрессия против Эфиопии. Четвёртая глава охватывает 1936–1937 гг., когда на первый план в международных отношениях выдвинулась начавшаяся гражданская война в Испании, а затем — также японская агрессия в Китае. События кануна Второй мировой войны (1938 — лето 1939 г.) рассматриваются в пятой главе. Шестая глава посвящена короткому периоду с начала германо-польской войны в сентябре 1939 г. до советского нападения на Финляндию, повлёкшего за собой исключение Советского Союза из Лиги. В приложении к книге приводятся извлечения из Устава Лиги наций.
Официальное приглашение вступить в Лигу наций Советский Союз получил 15 сентября 1934 г. Этому предшествовали почти годичные переговоры об условиях его вступления в организацию. Их инициатором выступило французское правительство, обеспокоенное растущей напряжённостью в Европе в связи с провалом Международной конференции по разоружению и выходом из Лиги наций Германии. Вступление СССР в Лигу сопровождалось заметным потеплением в отношениях между ним и другими членами организации. Советский Союз получил статус постоянного члена Совета Лиги и был приглашён к участию в её многочисленных комитетах и комиссиях. Как показано в монографии, советское руководство довольно активно воспользовалось этой возможностью, однако всё же отказалось от участия в работе некоторых международных институтов, либо по идеологическим соображениям, либо из-за нехватки квалифицированных дипломатов. Советский Союз также принял участие в разработке ряда конвенций и присоединился к уже принятым конвенциям. Наибольшие усилия советская сторона прилагала в области ограничения вооружений и создания системы коллективной безопасности в Европе, однако на этом направлении был достигнут лишь частичный успех в виде заключения пактов о взаимопомощи с Францией и Чехословакией.
Политика СССР в связи с итальянской агрессией против Эфиопии носила двойственный характер. С одной стороны, советское руководство поддерживало введение санкций против Италии в порядке ст. 16 Устава Лиги наций, рассчитывая таким образом создать важный прецедент практического применения этой статьи, который мог бы в перспективе стать предостережением для нацистской Германии. Поддержка Эфиопии была важна также для поддержания репутации Советского Союза как защитника угнетённых народов. С другой стороны, в действительности советское руководство, как и правительства ведущих западных стран, было мало заинтересовано в судьбе Эфиопии и допускало возможность ослабить нажим на Италию, если этого потребуют обстоятельства. Результатом стало довольно пассивное поведение советской делегации в Лиге наций. СССР не приложил достаточных усилий к введению эмбарго на ввоз нефти в Италию; это оказалось одной из причин того, что подобные санкции так и не были введены в действие, хотя запрет на ввоз нефти и нефтепродуктов был бы тяжелейшим ударом для Муссолини. Точно так же советская сторона не предприняла серьёзных усилий к предотвращению отмены санкций в 1936 г., поскольку предполагалось, что ослабление давления на Италию будет способствовать её присоединению к санкциям против Германии в связи с ремилитаризацией Рейнской зоны. На деле события сложились прямо противоположным образом: оказавшись в международной изоляции, Италия к этому моменту уже выбрала курс на сближение с Германией, что создавало условия для складывания военного блока государств-агрессоров.
В 1936 г. наиболее острой международной проблемой стала гражданская война в Испании, сопровождавшаяся массированной военной помощью Германии и Италии франкистским мятежникам. Советский Союз принял участие в работе Комитета по невмешательству, однако недостаточно решительная позиция Великобритании и Франции не позволила обеспечить подлинный нейтралитет европейских стран. Эта пассивность была обусловлена несколькими причинами, в число которых входило и опасение, что победа республиканцев может привести к появлению ещё одного социалистического государства в Европе. В какой-то степени таким опасениям способствовала и внутренняя политика самих республиканцев. Осуждая действия фашистских государств, СССР в качестве ответной меры сам оказывал военную помощь республиканскому правительству, хотя по своим масштабам она была несопоставимо меньше, чем та помощь, которую получали мятежники от Германии и Италии. К концу 1937 г. работа Комитета по невмешательству зашла в тупик. Италия 11 декабря заявила о выходе из Лиги наций.
Летом 1937 г. вспыхнула война между Японией и Китаем, однако попытки организовать действенные меры по обузданию японской агрессии через Лигу наций оказались безуспешными. Сыграла свою роль и пассивность самого китайского правительства. Советский Союз в этих условиях предпочёл развивать двустороннее сотрудничество с Китаем. 21 августа 1937 г. между двумя странами был заключен договор о ненападении, а в сентябре на переговорах военных делегаций достигнута договорённость о поставках Китаю советской военной техники, боеприпасов и снаряжения. Официальное соглашение было подписано 1 марта 1938 г., однако фактические поставки военной техники начались несколькими месяцами ранее.
Переломным для Лиги наций и в целом для системы коллективной безопасности оказался 1938 год. Отставка А. Идена с поста министра иностранных дел Великобритании, окончательный переход правительства Н. Чемберлена к политике «умиротворения» и, наконец, раздел Чехословакии по Мюнхенскому соглашению означали неспособность Лиги противостоять расширению германской агрессии в Европе. Автор в связи с этим критикует политику не только западных демократий, но и Советского Союза, который, разочаровавшись в Лиге наций, фактически тоже выбрал курс на эгоистичную защиту своих собственных интересов и на прямые переговоры с другими великими державами в обход Лиги. Следующими шагами в этом же направлении стали замена М. М. Литвинова В. М. Молотовым на посту наркома внутренних дел, общий поворот советской внешней политики в сторону Германии, заключение пакта Молотова — Риббентропа и срыв англо-франко-советских переговоров в августе 1939 г. несмотря даже на то, что польское правительство в последний момент согласилось на пропуск советских войск через польскую территорию, то есть возможности для создания коалиции антифашистских сил ещё не были исчерпаны.
СССР был исключён из Лиги наций 14 декабря 1939 г. в связи с началом советско-финской войны. Автор даёт неоднозначную оценку этому решению. С одной стороны, в начале декабря в мировом сообществе ещё не было единого мнения о том, как Лиге наций следует реагировать на советскую агрессию против Финляндии. Более того, само финское правительство не настаивало на исключении СССР: в его официальном обращении в Лигу в связи с началом войны речь шла лишь о её посредничестве в урегулировании конфликта, но не о санкциях. Тем не менее возобладала точка зрения о необходимости максимально жёстких мер. С другой стороны, такой исход во многом был предопределён действиями советской стороны, которая не только развязала войну против Финляндии, не исчерпав мирных способов урегулирования разногласий, но и пыталась отрицать сам факт войны, ссылаясь на спешно заключенный договор о взаимопомощи и дружбе с правительством «Демократической Финляндской республики», образованным 1 декабря на оккупированной советскими войсками финской территории. Хормач подчёркивает, что советская агрессия против Финляндии представляла собой «грубое нарушение Устава Лиги наций» (с. 413), а решение об исключении СССР из Лиги с формально-юридической точки зрения было вполне правомерным, все необходимые процедуры, предусмотренные Уставом, были соблюдены. Она лишь выражает сожаление, что Лига не действовала так же решительно в предшествующие годы в отношении Японии, Италии и Германии.
Как отмечается в книге, признаки упадка Лиги наций проявились ещё до начала Второй мировой войны. В 1939 г. активность учреждений Лиги заметно снизилась, что было обусловлено общим падением доверия к ней в мировом сообществе, а после 1 сентября 1939 г. — также снижением объёма членских взносов. Для Советского Союза исключение из Лиги не было критическим, гораздо более болезненно советское руководство воспринимало общее ухудшение отношений со странами антифашистского блока. Опыт участия СССР в Лиге наций активно анализировался советскими экспертами в годы Отечественной войны и был положен в основу советских предложений при разработке Устава ООН.
Вступление СССР в Лигу наций автор оценивает как вторую после «полосы признаний» крупную веху на пути к восстановлению его статуса великой державы и полноправного члена международного сообщества. Этот шаг советского руководства показал, «что его геополитические интересы перевесили идеологические» (с. 411).
Участие Советского Союза в работе Лиги наций в 1934–1938 гг. было в целом вполне конструктивным: СССР активно включился в её деятельность практически по всем основным вопросам и направлениям, тщательно соблюдал устав, в переговорах с готовностью шёл на компромисс, хотя и с оглядкой на свои собственные интересы. Ситуация изменилась в 1938–1939 гг., когда стало очевидным, что Лига не в состоянии обуздать расширяющуюся агрессию стран Антикоминтерновского пакта. Растущее недоверие советского руководства к Лиге наций привело к глубокому кризису в отношениях между СССР и западным миром, поскольку Москва в этих условиях начала проводить собственный внешнеполитический курс, уже не оглядываясь на устав Лиги и интересы других её членов. Кульминацией этого процесса стало заключение пакта Молотова — Риббентропа, за которым последовала целая серия агрессивных шагов советского руководства в отношении стран Восточной Европы. В конечном счёте это стало причиной исключения СССР из Лиги наций. Его влияние в мире, впрочем, оставалось довольно высоким и после этого, тем более что сама Лига в этот период уже начала разваливаться.
Итоги деятельности Лиги наций и участия в ней СССР автор оценивает в целом положительно. Лига оказалась не в состоянии предотвратить Вторую мировую войну, но её усилиями было урегулировано около 40 международных конфликтов, налажено сотрудничество в экономической, социальной, культурной сферах, в области науки, здравоохранения и т. д., запущен глобальный и относительно равноправный диалог между государствами. Эта работа продолжилась позднее в рамках вновь созданной ООН.