Алексей Сергеевич Леденев — председатель совета директоров VedaCapitalGroup, выпускник Российского государственного университета нефти и газа им. И. М. Губкина и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ. Книга представляет собой историко-правовое исследование правового регулирования концессий в СССР периода «новой экономической политики». Автор использует в основном опубликованные документы, в том числе законодательные источники, протоколы заседаний Политбюро, тексты концессионных договоров и типовых концессионных договоров и др. Книга состоит из введения, четырёх тематических глав и заключения, снабжена документальным приложением.
Как показано в книге, развитое концессионное законодательство, вопреки представлению многих современных исследователей, в СССР в период НЭПа практически отсутствовало. Действовал лишь декрет СНК РСФСР «Об экономических и юридических основах концессий» от 23 ноября 1920 г., принятый ещё в период «военного коммунизма» в условиях фактического отказа от товарно-денежных отношений и отсутствия частного оборота. В остальном условия каждой конкретной концессии регулировались соответствующим концессионным договором. Каждый такой договор утверждался специальным декретом СНК и содержал в числе прочего типовые положения о гарантиях работникам концессионного предприятия (концессионерам разрешалось нанимать работников с соблюдением действующего Кодекса законов о труде) и самому концессионеру (имущество, сдаваемое в концессию, не подлежало конфискации или реквизиции), а также о различных льготах для концессионера «в изъятие» из действующего законодательства. Автор частично соглашается с существующим мнением о том, что такие договоры тем самым приобретали силу специального закона, но оговаривается, что данное утверждение справедливо не для всего текста концессионного договора, а лишь для отдельных его статей. Отсутствие проработанного законодательства и размытые формулировки концессионных договоров нередко приводили к конфликтам между концессионерами и властями; в середине 1920‑х годов советское правительство попыталось решить эту проблему разработкой типовых концессионных договоров и типовых положений о концессиях для различных отраслей.
Автор вводит особое понятие советской концессии, как специфического механизма взаимоотношений между большевистским государством, сохранявшим доминирующее положение в народном хозяйстве даже в годы НЭПа, и иностранными капиталистическими предприятиями, получавшими возможность осуществлять предпринимательскую деятельность в рамках жёстко зарегулированной советской экономики. Для иностранных деловых кругов концессии в тот период были наиболее предпочтительной формой сотрудничества с советским правительством, поскольку обеспечивали концессионеру максимальную экономическую свободу в заданных договором рамках и тем самым позволяли создать внутри советской системы своеобразный «капиталистический анклав». Известны случаи, когда в концессию сдавались те же самые активы, которые находились в собственности концессионера ещё до революции и были затем национализированы большевиками. Некоторые концессионные договоры содержали также положения о фактическом возмещении прежней задолженности государства перед концессионером, несмотря на декларируемую политику отказа от возмещения долгов царского правительства.
Экономическое значение концессий состояло в том, что правительство получало возможность передать отдельные активы в управление частному капиталу, формально оставляя их в государственной собственности. На практике эта возможность обычно использовалась в тех случаях, когда помощь частного капитала требовалась для скорейшего восстановления предприятий, находившихся в тяжёлом положении после Гражданской войны, либо для привлечения иностранного капитала в производство различных видов дефицитной продукции (в таком случае концессионный договор содержал обязательство концессионера выпускать такую продукцию).
Автор возражает против использования термина «частно-государственное партнёрство» по отношению к советским концессиям, мотивируя это тем, что частно-государственное партнёрство в его современном понимании (в том числе и концессия в её современном понимании, как одна из разновидностей частно-государственного партнёрства) довольно сильно отличается от того, что представляли собой советские концессии и концессии в дореволюционной России. Тем не менее, практический опыт советских концессий, по его мнению, может учитываться, хотя и с определёнными оговорками, при разработке современной экономической политики.
Опубликовано в реферативном журнале: Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 5, История. 2019. № 3. С. 91–93.